«For every shadow, no matter how deep, is threatened by morning light».
The Fountain.
Фильмография Даррена Аронофски довольно скупа: «Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан», «Рестлер», «Черный лебедь», «Ной». Однако, каждый их этих фильмов является полноценным произведением, в котором можно узнать руку мастера. Аронофски – последний нонконформист, экспериментатор, новатор, исследователь. Режиссер, для которого кино – это место его исповеди, его лаборатория, его способ поставить социальный эксперимент, задать вопрос и найти на него ответ. Он режиссер, в отношении которого только ленивый кинокритик не употребил слово «претенциозный».
Начав свое творчество с признанного критиками «Пи», и продолжив снискавшим народную любовь «Реквиемом по мечте», Аронофски был признан в Голливуде как молодой интеллектуал, со своим видением, способный снимать почти «артхаус с человеческим лицом». Первый фильм был больше похож на театральную постановку, а второй стал переложением методов и способов, отработанных на «Пи» на более сложный сценарий. История математика, ищущего «число Бога» (при этом не понимающего, зачем ему это), интересна в первую очередь тем, как она снята: фильм черно-белый, есть много интересных планов, попытка создать атмосферу и эстетику истории. Хотя сама история поразит зрителя разве что своей концовкой. О «Реквиеме по мечте» не стоит писать долго: хороший фильм, шикарные актеры, музыка Клинта Мансела в исполнении The Kronos Quartet будет жить вечно.
Благодаря такому успеху, Аронофски получает карт-бланш на дорогой фильм по собственному сценарию – «Фонтан». И тут происходит то, что произошло с героем Тома Круза в фильме «Джерри Магуайер». Те, кто вчера называл Аронофски оригиналом и новатором, назвали «Фонтан» претенциозным и непонятным кино, в котором слишком много личного. Было ощущение, что все, что копилось в отечественной и зарубежной критике в отношении Аронофски и не могло быть высказано вследствие большой популярности режиссера не только в киношной тусовке, но и в культурной целом вылилось разом на голову постановщика. Сам режиссер называл Фонтан своим главным фильмом, исповедью и размышлением о жизни, смерти, любви, понимании, борьбе и принятии судьбы. Для меня история Изабел и Тома Крео – одно из лучших кинопроизведений начала 2000-х. Это тот случай, когда произведение могло состояться только как фильм, но не в виде книги, музыки или театральной постановки. В формате кинотеатра – это было невероятное зрелище, насыщенная музыка и удивительной красоты кадры, вместе с глубокой актерской игрой. Фонтан стал предтечей формата фильма-исповеди, и впоследствии последовало таких больше количество подобных картин. Самые одиозные из них «Милые кости», «Господин Никто «Облачный атлас» и (барабанная дробь) «Древо Жизни». Творение Вачовски еще более менее, ну, а остальные рядом не стояли с произведением Аронофски. Тем более, было очень смешно читать восторженные отзывы критиков о Древе жизни (кстати, никто из них эти фильмы «претенциозными» уже не называл), а номинации на Оскар, чуть было не поставили крест на моем желании смотреть эту церемонию впредь. Древо жизни – фильм, после которого в памяти остается динозавр и свечка. Так выглядел бы символизм, если бы это был не жанр, а психическое заболевание.
Затем Аронофски снимает довольно классического по меркам Голливуда «Рестлера», дав вторую жизнь Микки Рурку. Фильм не плохой, но не самый яркий в карьере Аронофски. Так режиссер «реабилитировался» за Фонтан. Далее будет судьбоносный для Натали Портман «Черный лебедь». Этот фильм более всего напоминает «Пи» по манере съемки. Никогда еще классическая музыка не звучала так ужасающе. Смесь драмы и хоррора, которая держит в напряжении на протяжении всего фильма. История балерины, отдавшей искусству всю себя. В «Ное» Аронофски возьмет за основу библейский антураж, на фоне которого будет размышлять о том, через что проходит человек причастный к истреблению человечества. Как далеко можно зайти, размышляя о своей миссии? Спаситель или палач? Как он должен жить дальше? Аронофски практически «зашил зрителя в шкуру» Ноя. А также поссорился со студией из-за монтажа фильма: фильм получился настолько мрачным, что студийные боссы хотели «порезать фильм», но режиссер добился проката своей версии фильма. Завораживающая графическая составляющая фильма и формат 3D принесли фильму большую кассу и вызывали очень противоречивую реакцию. Кого-то возмутила вольность трактовки, кому-то не понравился хронометраж, кто-то сравнивал с «Трансформерами», но равнодушных не осталось. Даррену Аронофски удалось в очередной раз то, что он умеет лучше всего – анализ героя, исследование его мотивов и погружение зрителя в эту систему координат.
«Поставь себя на его место» – за это я люблю Аронофски, за это я призываю «его» смотреть. Он снимает только то кино, какое хочет снимать. Есть люди-режиссеры, творчество которых отражает эпоху, а есть те, кто задает вектор развития.