Фильм «Похороните меня за плинтусом» – важное пособие о том, как, ни при каких обстоятельствах, нельзя поступать с детьми. Это личное откровение Павла Санаева о его непростом детстве, о том, как сложно маленькому человеку в этом большом и очень жестоком мире.
По сюжету восьмилетний мальчик Саша Савельев живет с бабушкой и дедушкой, его не хотят отдавать матери, поскольку, по мнению основных опекунов, мама не в состоянии воспитать его так, как «нужно». Саша подвергается настоящей тирании со стороны своей бабушки, однако за этими жесткими мерами скрывается настоящая любовь властвующей женщины по отношению к внуку.
В мире кино есть немало интересных работ, посвященных детям, о том, насколько они хрупки, ранимы, как сильно они нуждаются в любви и внимании. Яркий пример – фильм «Криминальные любовники» Франсуа Озона, повествующий о судьбе двух подростков, решившихся на убийство своего сверстника, сама картина говорит не столько об агрессивной природе поведения подростков, сколько о равнодушии взрослых по отношению к ним. Элис и Люк живут в мире, где они никому не нужны, герои, подобно библейским персонажам Адаму и Еве, совершают грех в силу своей неопытности, незнания тех страшных последствий, с которыми им предстоит столкнуться после их страшного поступка. Шокирующая лента российского режиссера Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» отчасти повторяет посыл Озона о том, насколько зависимы дети от взрослых, они, подобно губке, впитывают все то, что им предоставляет окружающий мир: зло и нетерпимость со стороны сверстников, а также безразличие со стороны взрослых приводит к катастрофическим последствиям для трех главных героинь фильма. Каждая из девочек сталкивается с тяжелым процессом взросления, который вряд ли поможет им в развитии, скорее разрушит их изнутри, оставив привкус отчаяния, разочарования и безнадежности. Еще одна картина, ставшая поводом к возрождению жанра о детях в кино, фильм «Вавилон» Алехандро Иньярриту, также рассказывающий о беззащитности детей, нуждающихся в поддержке, сам режиссер посвятил эту картину своим детям. Культовые советские фильмы «Чучело» и «Плюмбум или опасная игра» повествуют о противостоянии маленьких людей большой системе жестокого социума: основные персонажи этих картин вынуждены отчаянно сопротивляться и бросать вызов всему миру, который отказывается принимать их индивидуальность и внутреннюю жажду к свободе и независимости. Вообще примечательно, что именно в советских фильмах показана вся страшная подноготная тоталитарной системы воспитания детей, существовавшей во время социалистического режима. С точки зрения современной психологии, такие жесткие методы «кнута» приводили не к успешности детей в будущем, а, скорее, к их замкнутости и несостоятельности в жизни. Складывается ощущение, что школьные педагоги и родители тех времен, в подавляющем большинстве, стремились воспитать не успешных и независимых людей, а удобных членов общества, порабощенных и запертых в системе огромного работающего механизма, а люди в нем превращались в маленькие и вечно работающие винтики, которые не должны давать сбоя, служить всегда исправно, без поломок. Литературный шедевр Санаева, а затем и его экранизация говорят не только о тяжелом периоде детства человека или отсутствии выбора ребенка в целом, но и о губительном воздействии гиперопеки, в которую превращается любовь уязвимого родителя (в данном случае бабушки). Как и в произведении, так и в одноименном фильме главной темой является обратная сторона слишком сильной любви, невольно обретающей крайние формы контроля и жестокости по отношению к слабому и безвольному существу. «Любовь смертельна, как яд Олеандра» – главный слоган фильма «Белый олеандр» лучше всего подходит для описания и российской ленты: как и Саша Савельев, главная героиня американского произведения Астрид тяжело страдает от сильного влияния своей матери, она переживает болезненный разрыв с ней, даже терпит предательство со стороны своего единственного родного человека, тем не менее, ее последняя мысль, прозвучавшая в конце фильма, заставляет зрителя понять, что ее мать – главное достояние и самая большая радость в ее жизни:
« Я ловлю себя на мысли, что думаю о ней, я хочу вновь почувствовать дыхание того ветра, это мое тайное желание, оно всегда со мной, как песня, или как безответная любовь, которую не можешь выбросить из головы, сколько бы зла она мне не причинила, какой бы жестокой она не была, я знаю – моя мама меня любит…».
Можно сказать, что те же самые чувства испытывает и Саша по отношению к своей бабушке, конечно он любит ее, он привязан к ней, только его чувства более болезненные, непростые, амбивалентные: с одной стороны он искренне сочувствует и понимает ее, с другой – будто планирует совершить побег от нее, вернуться к матери, ощутить свободу и перестать бояться собственной жизни.
Сашу воспитывает властная бабушка (события разворачиваются именно в советское время), ей кажется, что ее методы достаточно действенны, она считает, что таким образом мальчик сможет разоблачить свою непутевую мать, разобраться в правде, сделать правильный выбор, не брать пример со своих родителей, вырасти нормальным членом общества.
Однако несмотря на свою жестокость по отношению к нему, она искренне любит его, заботится о нем, Саша понимает это, но все равно ждет маму: «Бабушка была моей жизнью, мама – редким праздником. У праздника были свои правила, у жизни свои» – так он описывает свое видение действительности.
Окружающий его мир ограничивается замкнутым пространством маленькой квартиры, в которой он вынужден проводить свое время, иногда складывается ощущение, что мальчик желает раствориться в этом мире, исчезнуть, обрести покой, перестать испытывать чувство вины из-за своего существования, в какой-то степени название повести и фильма лучше всего характеризуют желания этого несчастного человека: «Мама променяла меня на кролика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу» – рассказывает главный герой картины.
Автор одноименного произведения Павел Санаев в своих интервью подчеркивал, что присутствие бабушки сильно повлияло на его дальнейшую жизнь. Несмотря на то, что сам автор не был доволен экранизацией своей книги, фильм все равно очень важен для понимания того, насколько важно научиться отпускать детей, позволять им ошибаться, не бояться быть слабыми, наконец, не дрессировать их, как животных, а слушать, понимать, что они тоже являются цельными, независимыми личностями, обладающими такими же правами, как и взрослые. Данную картину необходимо посмотреть психологам, педагогам, врачам, работникам социальных служб опеки и попечительства, просто родителям, которые хотят видеть своих детей успешными и сильными людьми, когда они повзрослеют. Очень важно научиться понимать своего ребенка, попробовать выслушать его, ответить на его вопросы честно, но при этом дать понять, что Вы его главная опора и поддержка, что Вы будете с ним, несмотря ни на что, ведь дети – это и есть наше счастливое будущее.
ИСТОЧНИКИ:
«Похороните меня за плинтусом» – о воспитании, тирании и любви» / http://thewallmagazine.ru/bury-me-behind-the-baseboard/
«Психологизм в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» / https://nauchforum.ru/journal/stud/24/31863
«Рецензия на фильм «Похороните меня за плинтусом»/ https://www.film.ru/articles/neblagodarnaya-tvar
«Ф. Озон. Криминальные любовники» / http://splendorvitae.ru/blog/filmy/f-ozon-kriminalnye-lyubovniki
«Чучело» – история прошлого или насущная проблема настоящего?»/ http://yun.moluch.ru/archive/5/286/
«Чем опасна гиперопека?» / https://psychologytoday.ru/public/chem-opasna-giperopeka/
«Похороните меня за плинтусом». Интервью с Санаевым о фильме» /http://www.spletnik.ru/blogs/pro_kino/7013_poxoronite_menya_za_plintusom_intervyu_s_sanaevym_o_filme
«Похороните меня за плинтусом». Книга против фильма /http://www.sotnikoff.ru/journal/2013/12/pohoronite_menya_za_plintusom_kniga_protiv_filma
1 comment
Спасибо за информацию!!!!!