Europe has had enough of falling bombs. Now it wants to set off fireworks.
Christian Dior
Европа устала от падающих бомб. Теперь ей хочется зажигать фейерверки.
Кристиан Диор
Середина ХХ века не случайно ассоциируется с периодом победы. Несмотря на то, что война закончилась еще в прошлое десятилетие, лишь в его конце люди ощутили как физическое, так и душевное улучшение. Именно поэтому слава победоносных лет всецело принадлежит эпохе 50-х. Они остались в памяти пышным праздником во имя мира, который ждали повсеместно все предыдущее десятилетие.
Это время ознаменовано экономическим подъемом. Если раньше в странах-участницах войны власти призывали ограничить потребление продуктов, одежды и других вещей до границы возможного минимума, то теперь была поставлена иная установка. Нужно было восстанавливать национальную экономику после бедственных лет застоя. Новый курс требовал вложения средств, активное ведение торговли. Люди, которые пережили военные годы в рамках жестких самоограничений, охотно откликнулись на новые экономические установки. С увеличившимися доходами они могли позволить себе покупать то, что раньше считалось предметами роскоши. Среди них – телевизор, холодильник, автомобиль. Наступило время, когда фонтан изобилия наконец-то оросил всех страдающих от нехватки вещей в быту.
Начало было положено еще в 1947 году. Именно тогда США предложили использовать «план Маршалла» в качестве программы восстановления послевоенной Европы. По сути, он состоял из системы кредитных выплат. С помощью них стало возможно оживить процесс экономического подъема. Но в этот год чудо случилось не только в экономике. В сфере моды тоже началось время послевоенного восстановления. В ней со своеобразным «планом Маршалла» выступил Кристиан Диор. Он создал новый стиль, который пробудил французскую высокую моду (а с ней и все остальные) от сна периода военного лихолетья.
New look – это «новый взгляд» на образ женщины, пережившей войну. Это стиль в одежде, для которого характеры акцент на хрупкость, романтичность и женственные формы.
Кристиан Диор продемонстрировал свою коллекцию в Париже 12 февраля 1947 года. Она породила много споров, но они были заглушены звуками триумфа. Это было совершенно новое начало – перерождение моды. В прошлом силуэт тяготел к мускулинности, и это стремление достигло высшего расцвета в период войны, когда женщины вынуждены были носить мужскую форму на заводах и фабриках. Брюки, джинсы, строгие пиджаки с акцентом на плечи – унисекс в одежде перестал быть желанным. Ведь он напоминал о трудных годах, от которых устали все. Когда наступило мирное время, многие захотели скинуть бремя мужской жизни с женских плеч. Если раньше женщина стремилась выйти из роли домохозяйки, то теперь она сама желала погрузиться обратно в семейные хлопоты. Именно эти настроения первым заметил Кристиан Диор, вернув женщинам женственность. О своей коллекции он сказал так:
«Мы оставили за собой эпоху войны, форменной одежды, трудовой повинности для женщин с широкими плечами боксера… Я рисовал женщин, напоминающих цветы, нежно-выпуклые плечи, округлую линию груди, лианоподобные стройные талии и широкие, расходящиеся к низу, как чашечки цветка, юбки».
Не все были согласны с канонами нового стиля. Некоторые выступали против чрезмерной траты материалов. Кристиан Диор не просто увеличил длину юбки – он готов был для одной модели использовать от 30 до 45 метров ткани. Другим не понравилась идея вновь популяризовать корсет, с помощью которого легко можно было создать главный силуэт этой эпохи – песочные часы. К числу критиков присоединился Кристобаль Баленсиага. Испанский модельер любил не столько подчеркивать формы тела, сколько скрывать их. Платья-баллоны, пальто-коконы – в его моделях было слишком много сдержанной элегантности, которая не подходила под эстетику нового стиля. Коко Шанель на тот момент было около 70 лет. Она также предпочла не изменять своему вкусу – лаконичной строгости твидовых костюмов.
Тем не менее, new look быстро набирал популярность. Женственные платья, пышные юбки – они были яркими и притягивали взгляд. В 50-е годы все требовало сочных красок. Хотелось выделиться, показать себя, ведь в военное время такой возможности не было. Этим, например, объясняется пристрастие к косметике, производство которой было налажено после войны. Теперь ни одна девушка не выходила на улицу без ярко накрашенных губ и выделяющихся глаз. И даже находясь дома, женщины стремились показывать себя исключительно с лучшей стороны.
Середина ХХ века стала настоящим культом женственности. Женственность всегда символизировала мир, доброту, уют дома. И тот факт, что она восторжествовала в повседневной жизни, означает одно: мир окончательно победил войну в победоносные 50-е годы.
Источники:
Ш. Зелинг «Мода. Век модельеров. 1900-1999»
Н. Вологжина «100 знаменитостей мира моды»
А. Азрилиян «Большой экономический словарь»// «план Маршалла»
1 comment
Прошлое не вернуть. Верните хотя бы веру в будущее!
—–
аренда яхты испания