Источники:
Ван Гог «Письма к брату Тео»
Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство», 1864 г.
Vokrugsveta.ru
«Письма к брату Тео»
Винсент Ван Гог
(1872-1890)
Биография, 480 страниц
Время прочтения: 2 недели
«ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А НЕ ЖИТЬ, ЧТОБЫ ЕСТЬ»
Сократ, 469-399 д.н.э.
У каждого человека имеются источники мотивации и вдохновения. Так, книга, любимого мною художника – Винсент Виллем Ван Гога стала для меня отрывным пунктом в изучении биографий художников. Ван Гог был всегда «далеким» гением живописи и художественной культуры. Сборник писем художника к его родному брату Тео позволяют читателю окунуться в XIX век, прочувствовать и сопережить вместе с гениальным творцом искусства его тяжелые дни, полные душевных переживаний и мук.
«Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство.»[2] – писал Ломброзо, очень точно отмечая непосредственную связь между помешательством и гениальностью. Ван Гог – доказанный гений, он человек сотворивший новый спектр цветовой гаммы, перевернувший, к сожалению лишь после своей смерти, художественную эпоху XIX век. Он великий художник за всю историю человечества. В его письмах можно найти ответы на волнующие вопросы о помешательстве автора, о его душевных переживаниях, которые, на мой взгляд, и сделали его тем, кем он должен был стать. Однако, факт того, что «Припадки, которые были похожи на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. При этом как раз именно в период обострения болезни Винсент не мог писать»[3] заставляет задуматься – а было ли создано большинство гениальных творении автора на фоне безумия? Можно ли его отнести к гениям, которые творили в состоянии припадка?» В монологах художника к своему брату скрывается больше правды, чем в словах любого критика, историка и искусствоведа.
Трудный путь, проделанный художником за его недолгую, но полную борьбы и волнений жизнь, описан в его письмах. Проникаешься той печалью, с которой живет и работает Ван Гог. Антиподом отмечается, лично во мне, негодование на автора за его пессимизм, наглость, иждивенчество. Но разве можно винить гения за то, что он дарование со странностями?
«Живопись все равно, что слишком дорогая любовница: с ней ничего не сделаешь без денег, а денег вечно не хватает», – писал Ван Гог, в очередной раз жалуясь на отсутствие возможности работать. Как становится известно по письмам, работать, чтобы заработать на творчество Ван Гог не любил, он посвящал всего себя, всю свою суть рисованию, он считал, что каждый должен заниматься тем, что у него получается – Тео, должен был заниматься тем, что получается у него – добывать деньги для того, чтобы брат мог творить и, которые он – Винсент «конечно же вернет в свое время…». К сожалению, талантливый художник так и не узнал, что мир его признал, признал благодаря труду его невестки, благодаря его легендарным работам, а так же не узнал он, что пришло то самое «свое время..» и долг был возвращен. Всю свою жизнь Ван Гог посвятил рисованию, все, что делал художник, в том числе – прием пиши, делал он для возможности творить. Фраза Сократа «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» символизирует именно этого художника… Творить и любить – вот все, что хотел Ван Гог.
Книга открывает нам великого творца красоты с новой стороны – со стороны прекрасного литератора, ведь почти каждая фраза художника заставляет задуматься и «сойти со строки» дабы окунуться в философские рассуждения обо всем. «Что такое рисование?… Это умение пробиться сквозь невидимую железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь», [4] – как точно художник описывает творчество и как важно он отмечает этот процесс – процесс сотворения, процесс нахождения того самого баланса между желаемым и возможным, эту фразу можно трактовать многочисленно и отнести ко многим аспектам жизни… Сборник – настоящий кладезь мудрейших фраз о любви, жизни, дружбе, творчестве и искусстве. Он намного точнее и глубже раскрывает нам душу художника, помогает лучше понять его творчество, его гениальные и, порой «непонятные» работы. Ибо в картинах мы видим великого художника, а в его письмах к брату Тео – великого человека.
[2] Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство», 1864г.
[3] Vokrugsveta.ru
[4] Ван Гог «Письма к брату Тео»