I’ll be a big noise with all the big boys
There’s so much stuff I will own.
Peter Gabriel
Я подниму большой шум среди всех больших шишек,
У меня будет столько всякой всячины.
Питер Гэбриэл
Ни одно десятилетие не обладает таким разнообразием стиля жизни, поведения и моды, как 80-е годы ХХ века. Это время, которое можно охарактеризовать одним словом — «слишком». Слишком заметная неоднородность, слишком разные взгляды, слишком искаженные пропорции. Это «слишком» не имеет размеров. А крайности перестают быть ограничениями. Несмотря на то, что обхватить необъятное трудно, попробуем все же измерить эпоху на глаз.
Желание достичь всего лучшего, на первый взгляд, становится культом этого времени. Люди хотят позволить себе большего. Для воплощения этой мечты они готовы работать.
Появляется целая прослойка людей, которые ставят карьеру выше других ценностей в жизни. Их называют «яппи». Само слово образовано от английского yuppie, то есть young urban professional. В переводе на русский язык означает «молодой городской профессионал». Яппи действительно жили в крупных городах и были очень молоды.
Полностью погруженные в работу, они добивались в 25-30 лет вершин 50-летних магнатов. Отчетливо они стали выделяться в начале 80-х. И хотя субкультура зародилась в Америке, ее представителей можно было встретить в различных городах Европы. Чуть позже они появились и в России. Молодые профессионалы выбирали сферу, связанную с бизнесом, фондовым рынком. Они стремились обладать неограниченными средствами для удовлетворения потребностей. В книге «Люди и деньги» психолог Анна Фенько писала:
«В отличие от «простых миллионеров» — представителей среднего класса, яппи отказались посвятить свою жизнь самоотречению и накоплению капитала. Они стали тратить…»
Их стремления отражались не только в образе жизни, но и в одежде. Денег они не жалели. Внешний вид был важным критерием, который определял принадлежность к этой группе. Дорогие бренды, идеально сидящие фасоны – яппи активно заявляли о себе. Они любили выделяться. Помогали в этом массивные плечи на костюмах от Хьюго Босса, Джорджио Армани и Ральфа Лорена, а также кроссовки или лоферы от Гуччи.
Мода на деловой стиль в одежде распространялась не только на мужчин. Женщины в 80-е стали занимать серьезные позиции в компаниях. Они становились директорами, что раньше считалось чем-то из разряда фантастики. Пожалуй, самой влиятельной из них в это десятилетие можно назвать Маргарет Тэтчер. Она была первой женщиной премьер-министром Великобритании и руководила ей 11 лет (с 1979 по 1990 год). Благодаря жесткой финансовой политике она сумела вывести страну из кризиса. Ее даже прозвали «лучшим — и единственным! — мужчиной в британском кабинете». Чтобы разбавить мужественность и строгость делового костюма, она дополняла свой образ крупными серьгами из жемчуга или брошками. Одну из них ей по личному заказу изготовил модный дом Chanel.
Менее строгим и более романтичным выглядел стиль леди Ди. Она также была культовой персоной десятилетия. Диана стала принцессой Уэльской в 1981 году. В этом статусе она предпочитала носить одежду исключительно молодых британских дизайнеров. Среди них – Кэтрин Уолкер, романтичные платья и пальто которой теперь носит Кейт Мидллтон.
А вот яппи с романтикой не дружили. Они редко уделяли время кому-либо, кроме себя. В свободные часы они занимались спортом. Хорошая фигура, как и одежда, считалась показателем особого статуса. Они следили за своим телом, но им было далеко до настоящих любителей аэробики.
В 80-е фитнесом занимались все. Это десятилетие можно назвать эпохальным временем для возведения тела в культ. Домохозяйки, которые не могли себе позволить занятия в фитнес-клубах, включали дома комплекс упражнений американской актрисы Джейн Фонды. Из-за любви к спортивным занятиям выросло внимание к спортивным нарядам. Стали носить леггинсы, лосины, объемные бомберы и кроссовки с юбками.
Она на собственном примере показывала, как правильно выполнять движения. Ее программу смотрели по телевизору. Видеокассеты с ней, а также с Сидни Ром и Кристи Бринкли, заполнили шкафы многих женщин и девушек 80-х. Цвета были яркие, неоновые — как на диско-вечеринках, воспоминания о которых были еще свежи. От них же осталась мода на начесы и пышные прически. Именно в 80-е зародилась популярность спортивного стиля в одежде. В высокой моде это отразилось на использовании новых тянущихся материалов. Например, модельер Аззедин Алайя любил работать с лайкрой — она тянулась как резина. Для его коллекций характерны облегающие силуэты. Но спортивный шик был представлен не только ими. Мешковатые майки и штаны, меховые шубы, массивные золотые цепочки с этническими мотивами – эта другая сторона спортивного стиля. Она порождена наступлением золотой эпохи хип-хопа, зарождением брейк-данса. Уличная мода тесно сплетается с дорогими брендами. Американский художник Стивен Спрауз покрывает неоновыми граффити сумки Louis Vuitton.
Подобные эксцентричные детали и броские образы были в духе модного Дома Versace. Джанни Версаче, как и знаменитый модельер Жан-Поль Готье, обращал внимание на массовую культуру. Работал с артистами и певцами, в том числе с Мадонной. Она быстро обрела популярность у молодежи. В то время ее образ был по максимуму раскрепощенный. Агрессивно-хулиганское поведение поп-певицы вдохновляло на крушение обыденных рамок. Слишком яркая, слишком вызывающая, слишком эпатажная в порванных колготках, кожаных шортах и корсете. Она стала воплощением всего «слишком».
Эклектика, то есть многообразие стилей, – это визитная карточка 80-х. Затеряться, запутаться в них легко. Но именно из-за этого разнообразия они никогда не уйдут в прошлое. Из закромов необъятной эпохи что-то всегда появится на свет в современное время. Это касается различных сфер: экономика, политика, культура. И мода, конечно же, никогда не станет исключением из их числа.
Источники:
А. Демшина «Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина ХХ – начало XXI вв».
А. Юрина «Субкультура яппи: попытка социологического анализа»
А. Фенько «Люди и деньги»
http://soc-mol.ru/encyclopaedia/subcultures/378-yappi.html