Отличает натюрморт от других видов живописи, с точки зрения искусствоведов, его тематика. Натюрморт (от французского «nature morte» — «мертвая природа») в XV–XVI вв. рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. В качестве самостоятельного жанра он сформировался в Голландии под более благозвучным именем «a stieven», что означает «тихая жизнь», и выделился в отдельный жанр.
Натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Но только ли так нужно понимать его?
Часто художники изображали в натюрморте такие предметы, которые являются символами или приобретают символичность в контексте рядом с другими предметами. Вещи, сделанные руками, несущие на себе от печаток мыслей, желаний, влечений человека, изображаются рядом с натуральными, созданными природой: раковинами, плодами, цветами и т. д. Овощи, фрукты, цветы, утварь, книги, музыкальные инструменты — частые элементы и итальянского натюрморта XVII в. Такие изображения отличаются меньшей символичностью.
Художник, рисуя натюрморт, старается всеми возможными средствами передать свое видение предметов, обстановки, передать настроение и «сущность» предметов, используя визуальную метафору как язык. В отношении того, что изображено на полотне, и в отношении того, как это изображено, искусствоведы могут использовать такие определения: «душевность», «натуралистический язык», «скрытая сущность вещей», «немой диалог» и т. п. Таким образом, через метафору задается настроение картины.
Жанр натюрморта, как считается, позволяет живописцу наиболее свободно воплощать свой замысел – в самостоятельной постановке вещей художник, подобно режиссеру, конструирует реальность. В начале XX в. происходит трансформация натюрмортного жанра, здесь ставятся творческие эксперименты, реализуются поиски нового языка, заявляются мировоззренческие концепции. Образцами творческой фантазии в жанре натюрморта начала ХХ в. признаны работы Н. Сапунова, А. Головина, М. Сарьяна, С. Судейкина, П. Кончаловского, Р. Фалька, А. Куприна, Н. Кузнецова, М. Шагала, И. Машкова. Натюрморты начала ХХ в. нередко выполнены в этюдной манере, что заставляло исследователей воспринимать их как незаконченные произведения.
Цитрусовый
Для художника в натюрморте главное цвет. Оранжевый цвет занимает вторую ступень хроматического ряда между красным и желтым. Оранжевый не так глубок, как красный, и не так пронзителен, как жёлтый. Это спокойный и тёплый тон, образованный в результате оптического смешения этих основных тонов. На восприятие, использование и трактовку цвета влияет как культурно-исторический аспект, так и особенности субъективного восприятия и самовыражения отдельного человека. Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев и спокойные бело-голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем больше открытых ярких цветовых сочетаний. В искусстве Японии (что вполне логично) все оттенки желтого и оранжевого символизируют тепло. любовь и семейное счастье. Впервые оранжевый цвет обрёл личное индивидуальное мистическое звучание в творчестве Ван Гога. Для Ван Гога мир — прежде всего праздник цвета, игра красок. Согласно исследованиям, оранжевый был и остается самым популярным цветом в европейской живописи. Однако в XX веке, примерно с 1910 года, художники стали использовать в своих картинах больше синего цвета, чем прежде (оранжевый и синий часто смешивали друг с другом для того, чтобы получить более холодный цвет – прим.редактора).
Мандарины…
Мандарин считается природным антидепрессантом за успокоительное действие на нервную систему, высокое содержание витамина С и бодрящий цвет. Цвет! Вот что главным образом привлекает многих художников. Детали, которыми обладает этот фрукт, являются лакомыми кусочками для любого творца. Особенно полно и ярко мандарины расцветают на картинах художников.
Согласно китайским тысячелетним традициям и по учению Фэн шуй, мандарин – символ богатства и успеха, а также счастья, любви, долголетия. В Древнем Китае (еще в 1000 г. до н.э.) возникла традиция праздновать Новый год с этим цитрусовым. Гость, придя на праздник Нового года, кроме прочих подарков обязательно дарил хозяевам пару мандаринок. И уходя с праздника, также получал от хозяев в подарок мандарины. Свое название мандарин получил из-за того, что когда-то был доступен только самым богатым и привилегированным членам китайского общества – мандаринам. А само слово «мандарин» происходит от португальского слова mandarim, что значит министр, чиновник. Именно португальские дипломаты и купцы первыми из европейцев побывали в феодальном Китае, который тогда был довольно закрытым обществом. По прибытию из Китая домой, португальцы в своих отчетах об устройстве жизни и быте китайского общества называли китайских министров и чиновников по-португальски «мандаринами».
ИСТОЧНИКИ:
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.
Геташвили Н.В. Художественные на правления и стили.
Ромашина Н.А. Технические и композиционные особенности натюрморта в этюде в творчестве русских художников первой половины ХХ века.
Петренко В.Ф., Сапсолева О.Н. Худо жественные конструкты как образующие смысла произведения // Электронная культура и экранное творчество.
https://cyberleninka.ru
www.artnow.ru
www.livemaster.ru
www.artsgallery.pro