Вы же заметили, что элементы викторианского стиля от сезона к сезону появляются на различных модных показах? Кружево, блузы с оборками, драпировки на юбках – эти и другие черты напоминают о давно ушедшей эпохе. Но этого мало! Чтобы понять сущность того периода, следует разобраться и поменяться не только в одежде, но и в поведении и во внутренних установках.
Викторианской эпохой называют время с 1837 по 1901 год, когда в Великобритании и ее колониях правила королева Виктория. В это время Англия переживала процесс бурного развития промышленности, торговли, образования. Общественный прогресс и переход к буржуазии означал появление новой морали, которую называют «пуританской». Ей свойственны строгость и аскетизм, суровость взглядов и пренебрежительное отношение к любому проявлению греха и порока. Это отразилось в поведении. Например, изменилось общение людей в обществе: женщина не должна была говорить с мужчиной тет-а-тет. Это считалось предосудительным.
В одежде такие настроения нашли свое отражение в «закрытых» платьях. Их подол был длинный и скрывал ноги, а рукава прятали руки от посторонних взглядов. Перчатки, которые приобрели популярность в то время, служили для той же цели. На голову обычно надевали чепчик или капор – убор, соединяющий черты чепца и шляпы. Мужчины обычно носили цилиндр. Все эти элементы наряда не только скрывали голову от солнца, но и были обязательным условием соблюдения этикета в одежде. Без них нельзя было появляться на улице.
Однако к эпохе пуританской морали у исследователей есть некоторые претензии.
Зачастую скромности и усидчивой добродетельности приписывают лицемерные черты или называют их гипертрофированными до абсурда. Это подтверждает писатель-историк Диттрич Татьяна, отмечая установки светского круга в Викторианскую эпоху:
«Запомните, в свете все должны казаться, а не быть! Людей, кто жалуется или заставляет всех скучать за долгими разговорами, вряд ли пригласят опять. На раутах будьте поверхностны, шлифованы, презентабельны. Но при этом не старайтесь показать, что вы лучше, умнее и красивее всех. Это малоприятно для окружающих и часто небезопасно. Слишком заметную соперницу перестанут приглашать. Мужчина же, который умнее своего начальника, скорее всего лишится места».
Закон этикета, поведения, джентльменский кодекс – Викторианская эпоха предписывала много правил для соблюдения. В моде женщине следовало три или четыре раза в день менять свой наряд. Сделать это было нелегко, а порой без помощи прислуги и вовсе невозможно. Неотъемлемыми частями наряда были корсет, туго затягивающий талию, и кринолин – каркас у юбки. В 1856 году его делали из стальной проволоки. Сама юбка украшалась рюшами, тесьмой, зубчиками. К концу эпохи силуэт изменился: спереди он перестал быть выпуклым, зато сзади ткань стали собирать в объемные складки и удлинили шлейф.
Мужские костюмы, в отличие от женских, не требовали особых усилий в повседневной носке. Но к ним также было приковано внимание, потому что дендизм в Викторианскую эпоху переживал свой расцвет. «Как денди лондонский одет», – описывал А. С. Пушкин Онегина. Это означает, что герой уделял внешнему виду много времени и разбирался во всех модных правилах. К ним относятся следующие: «Избегайте пестроты и старайтесь, выбрав один основной спокойный цвет, смягчить благодаря ему все прочие», «В манере одеваться самое изысканное — изящная скромность».
Благодаря развитию промышленности стало возможно красить ткани в новые цвета, а также создавать одежду на механических ткацких станках. В 1846 впервые была запатентована швейная машинка для использования в быту. Модные журналы, распространение которых росло, печатали выкройки для шитья в домашних условиях. Еще они содержали статьи о новых нарядах, которые создавали известные модельеры того времени. К ним, например, относился Чарльз Фредерик Уорт, чьи платья носила сама королева.
Викторианская эпоха скрывает от нас свою суть, как девушка с веером скрывает свое лицо. Она то стыдливо поднимает веер и прячется за ним, то опускает его, давая налюбоваться собой, своим нарядом и таинственной улыбкой, вызывающей много вопросов. Соответствует ли моде их поведение?
ИСТОЧНИКИ:
М. Фогг, В. Стил «История моды»
Т. Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии»
О. Вайнштейн «Денди: мода, литература, стиль жизни»