Мифы и легенды прекрасны и увлекательны до тех пор, пока они не превращаются в истории о бывших. Еще хуже – когда они становятся образом жизни. Мы, женщины, большие выдумщицы. Однако в 21 веке нас обогнали мужчины, так называемый класс «фантазеров». О них пел Ярослав Евдокимов в 90-е.
Зачем нужны мифы и легенды? Их следует воспринимать как вопросы, на которые надо найти ответ. Важно расшифровать эти мифы, дабы узнать, что за ними стоит. Не бывает полностью вымышленных легенд. За невероятными историями, сравнениями и шутками всегда стоит мораль. Рассказанные мифы и легенды не только лишь для времяпровождения и сплетен. Эти истории передаются из уст в уста, как наставление старшего младшему, опытного новичку. Не стоит воспринимать легенды дословно, их надо слушать между строк. Только в этом случае их ценность очевидна. Помню несколько «легендарных» примеров из жизни моих подруг.
Моя Ната встретила своего Юру, и они превратили жизнь друг друга в сказку, а не в миф. Он был в разводе, когда встретил Натали. На второй(!) встрече брутальный мужчина из криминального мира в бывшем и правительственного в настоящем выдал моей подруге нечто невероятно романтичное: «Я хочу, чтобы ты стала моей женой и родила мне сына!» Нату поразила и оттолкнула подобная откровенность. Кто он, –подумала она. – Влюбленный по уши герой из мифов или реальный столичный персонаж, способный на героические поступки? Итогом стала свадьба, сладкий сын Саша, развитие бизнеса подруги, новый Гелендваген и уют на Новой Риге. Но герой не ее супруг, а моя Ната, ибо она спасла его от бандитского прошлого, неудачного брака и подарила ему сына. Их пример не миф, а реальность, где женщина создала свою легенду, а я ее распространила.
Еще один пример из жизни, где сказки и легенды создаются женщинами. Моя Зеленоглазая замужем за видным и перспективным парнем. Ее жизнь похожа на семейную сказку, а дети сами по себе сказочные. Но в определенный момент сказка стала мифом. Правда жизни ударила по ее сказке, превратив ее мужа в вымышленного героя, о котором слагают легенды, а ее саму в мифотворца. Если верить словам подруги, она с радостью жила бы в своем сказочном мире и не выпускала бы в ход мифического двухголового монстра, живущего в ней. Одна ее часть отвечала за спокойный быт, а другая – за shit – беспредельщину. Но теперь мы обе рады этим изменениям, ибо она стала легендарной для себя самой и оказалась способной на поступки, о которых пишут и поют в песнях.
А сколько раз моя подруга – Великолепная, рассказывала мне не менее великолепные истории о своей любви и жизни. Но, докапываясь до источников и фактов я разрушала эти легенды. Она сама их опровергала будучи в меланхоличном настроении у себя дома со мной во время ужина при свечах. Получается, что мифы нужны не только для занимательного пересказа подругам, а для самоуспокоения. Меня поразило другое – убивая легенды о ком-то, мы убиваем надежды на него. Все мои подруги вселяют надежду и легендарны по-своему. Что не скажешь о моих отношениях. Все мои легендарные поклонники убились сами по себе. Они вымерли и героев нет, так же как и надежды на них.
Когда мне нужна порция реальности я звоню Зеленоглазой. Когда меня удручает реальность в столице я звоню Эле в Нью-Йорк Мне интересно, живут ли там в реальном мире или сказки все же случаются на Манхэттене? Так, я ускорила процесс получения визы в штаты и намерена была поехать в Нью-Йорк, чтобы взглянуть на тамошнюю реальность своими вопросительными взглядами.
Мифы создают люди, ибо все ситуации в нашей жизни реалистичны. Люди додумывают, либо занимаются самообманом. А что если таким образом они пытаются скрыть горькую правду и уверить собеседника в счастливых обстоятельствах? Мифотворцы и слушатели всегда бьются за свою собственную истину. Чем отличаются мифы и легенды от религии и магии? Ничем. Мифы и легенды синонимичны суевериям. Моя двоюродная сестра, которая несколько лет не может встретить любимого человека буквально живет в этом. Стоит только зайти к ней в комнату или сесть в машину как на тебя смотрят сразу несколько икон Богоматери, «глаза» от сглазов и всяческие амулеты. Она не верит в сказочные истории, но она верит в силу Всевышнего. Ее слова: «Если Бог не хочет, чтобы я вышла замуж, значит это моя судьба». На что я ей твержу: «Если ты продолжишь думать так, значит одиночество – твоя судьба!»
Многие журналисты начинают печатать легенды, когда реальность их больше не устраивает. Я же пишу о фактах, но я строю мифические образы и лавстори, когда реальность меня не вдохновляет. В детстве мы верили, что в мире полно чудес, что Олимп с Богами существует; мы верили в фей и героев. Что если я до сих осталась в этом мире? Чем я отличаюсь? 10% из моего 90% циничного нутра верит в существование геройских поклонников, фей в образе моих подруг и чудес в виде счастливого будущего. Почему я придумываю миф о мужском превосходстве и создаю легендарного героя? Лучше жить в истине, ведь все равно со временем мужчины способны превратить любую правду в миф. Зато у меня есть неубиваемые мифами подруги – Зеленоглазая и Нью-Йоркская. Элю умиляет моя вера в романтические отношения, а Зеленоглазую добивает моя вера в мужчин и их достоинства. Может, стоит прекратить боготворить земных челядей? Те, о ком слагают песни, сказания и легенды, не умирают никогда. Может стоит уже покончить с ними – с бывшими? А то они все еще живут в моей 10%-ой вере. Об истинных богах слагали мифы. Стало быть, стоит следовать их примеру? Возможно, нужно начать придумывать о себе мифы?
Еще один миф: слово «должен». Никто никому ничего не должен. Никто никому ничем не обязан. Это все мифы, которыми женщинам морочат голову, чтобы сделать их управляемыми и внушаемыми. Во время ужина в одном из его любимых и завсегдатых грузинских ресторанов, он выдал: «Никто никому ничего не должен, но каждый со своей стороны обязан сделать все что в его силах». Как понять эту фразу влюбленной, полной фантазии и мыслей девушке? Значит ли это, что мы оба будем делать все, чтобы быть вместе, несмотря на то, что это миф? Он меня как-то назвал выдумщицей и это меня задело. Была ли я нечестна с ним? Нет. Придумывала ли я ситуации, чтобы найти повод с ним увидеться? Да. Выдумывала ли я счастливое продолжение нашей с ним истории? Да. Он все-таки был прав – я выдумщица и мифотворец. Мое мировоззрение сочетает в себе нечто сакральное, основанное на вере. Он мой герой, но какой: способный на поистине легендарные деяния или же он миф?
Известно, что многие легендарные персонажи носили маски: Зорро, Человек-Паук, Бэтмен. Но у них были геройские майски, а не те, что носили мои злодейские поклонники. Мой новый герой, «мужчина без границ и рамок» также носил маску. Однако я не понимала как он настроен: на добро или на зло. Я не знала кто скрывался за этой маской. С одной стороны, он был открыт и честен, а с другой – не изведан и абсолютно мифичен. Прекратил бы он существовать как герой без этой маски? Радует одно: у меня не было такой проблемы, как с Человеком-Пауком – для того, чтобы его поцеловать мне не нужно было ничего с него снимать. Интересно, что после моего поцелуя герой сам раскрывался: был нежным, открытым и очень приземленным.
А что если легенды нужны для того, чтобы вообразить, будто мы управляем тем, что нас пугает больше всего? К примеру, мы боимся смерти — мы верим в реинкарнацию, мы боимся зла — верим в Бога, мы боимся остаться одни – верим семейным подругам, исцелившихся от одиночества. Я уверена в том, что мифы и легенды сродни сказкам и должны иметь место в жизни человека лишь в определенный период. Как правило, это детский период – от двух до десяти лет. От двух до 30 лет – я считаю, это перебор. И то, чем мы занимаемся тоже перебор. Мы создаем популярные мифы о безусловной и бескорыстной любви до глубокой старости, о внеклассовом обществе и девственницах в шоу-бизнесе. Я задумалась, а есть ли шанс у счастливой любовной истории войти в легенду? Ведь все мои легендарные истории имели плохой конец. Значит ли то, что счастье любит тишину? Стало быть, нет ничего мифического и легендарного в спокойной семейной жизни? Там нет ничего придуманного, ничего затейливого и ничего магического. О герое говорят его дела, а не факт существования. Так было всегда и так должна думать каждая женщина. Этого должен придерживаться и каждый мужчина. Его дела способны как исцелять, так и уничтожать. Вот уже которую неделю мои близкие подруги следили за новым мифом. Мое сказание с ним началось так:
«Когда-то жил да был мужчина с безграничными возможностями. Ладно скроен, ловко слеплен, складно говорлив. Это был не выдуманный персонаж из кино, это был реальный мужчина из мира кино. Чудесный коммерческий дар был у него, и слава о нем шла по всему центру столицы и на Барвихе. Однажды он встретил девушку без макияжа. На ней были модные мюли, джинсы на завышенной талии и черная декольтированная блузка. От нее веяло простотой, непосредственностью и скрытой за кудрявыми волосами сексуальностью. За пронзительный взгляд и легкость полюбила его красавица. Но счастье ее было недолговечно. Правда в образе змеи обвилась вокруг ее шеи и ужалила прямо в сердце. Он услышал ее жалобный крик и поспешил к ней. Но велико было горе ее. Она проводила целые дни одна, скитаясь по кафе, изливая в статьях свою тоску. В стороне сидели ее подруги – суровые судьи Семейного Царства и судили их за земные дела. Но герой не оставлял ее. Он промолвил: красавица, коротка наша жизнь на земле, но мы живы, молоды, успешны и прекрасны – вернись. Ты так мало жила на земле, так мало успела насладиться жизнью, так недолго любила… Тревога и правда в его словах сжали ее сердце. Он приехал за ней в Царство Одиночества и забрал ее к себе, однако Владыка Царства наложил на нее проклятие – жить с этим укусом змеи пока она с ним. Лишь его непоколебимая любовь к ней может снять чары».
Возможно, данный русско-армянский миф уступает греческим, но моя Зеленоглазая была под впечатлением, словно дитя. Однако ее выводы звучали по-взрослому. Она дала три варианта развития и конца мифа: «Либо вы получите эмоции и мирно разойдетесь. Либо он не сможет снять чары и Владыка тебя заберет в Царство Одиночества, откуда МНЕ придется тебя вытащить. Либо он даст обет вечной любви и я поверю в эту сказку, а в будущем буду рассказывать своим внукам о реальном мифе своей подруги».
Я знаю одно: герои будут жить вечно, потому что женщинам никак не обойтись без легендарных персонажей. И однажды, когда будет нужно, мой герой появится. Не лишать же внуков сказок и мифов!