Есть женщины, которым суждено сводить мужчин с ума. При этом, они совершенно не обязательно должны быть красавицами, ибо внешние данные играют здесь десятую роль. В таких привлекает особая манкость (от слова «манить» и «обманывать» — волшебство, обман, иллюзия – способность проявлять загадочно непонятную привлекательность, пьянящую соблазнительность и сексуальность). Она во взглядах, манерах, в каждом слове и действии. Однажды встретив такую женщину, мужчина уже не способен ее забыть и обречен быть навеки околдованным.
«Четырнадцатилетней девочкой я кокетничала с молодым англичанином Макферсоном. Я им не увлекалась, но мне нравилось кокетничать с молодым и элегантным юношей. В день моего рождения он приехал со своей невестой, это меня задело, и я решила отомстить. Пропустить этот афронт даром я не могла. Выбрав время, когда мы все были вместе и его невеста сидела рядом с ним, я ненароком сказала, что люблю по утрам до кофе ходить за грибами. Он любезно спросил меня, не может ли пойти со мной. Этого мне только и нужно было — значит, клюнуло. Я ответила в присутствии невесты, что если она даст ему разрешение, то я ничего не имею против. Так как это было сказано в присутствии всех гостей, то ей ничего не оставалось, как дать требуемое согласие. На следующее утро мы отправились с Макферсоном в лес за грибами. Он мне тут подарил прелестное портмоне из слоновой кости с незабудками — подарок вполне подходящий для барышни моего возраста. Грибы мы собирали плохо, и к концу прогулки мне казалось, что он совсем позабыл про свою невесту. После этой лесной прогулки он стал писать мне любовные письма, присылал цветы, но мне это скоро надоело, так как я им не увлекалась. Кончилось это тем, что свадьба его не состоялась. Это был первый грех на моей совести»…
О Матильде Кшесинской слагают легенды – жена князя Андрея, любовница императора, единственная и невозможная любовь наследника престола, наконец, прима-балерина Мариинского театра и самая яркая звезда российского балета XIX века. При этом, если взглянуть на ее фотографии, не зная о ком речь, то можно подумать, что это самая обыкновенная балерина царских времен, каких было тысячи. Как смогла эта маленькая хрупкая женщина, не обладая выдающимися внешними данными, привлечь и много лет удерживать внимание не одного, а целых трех представителей царского рода Романовых?
Психологи утверждают, что существует несколько приемов, которые женщины используют в своих манипуляциях для привлечения мужчин. Матильда всеми ими владела в совершенстве.
ГЛАВА 1
КРАСОТА ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ
Каждое свое появление на публике Кшесинская умела обставить с особым шиком, продумывала до мелочей не только наряды, но каждое движение, жесты, мимику. Матильда не была красавицей в широком понимании этого слова. Ее рост составлял всего 153 см, она была атлетически совсем не по балетному сложена. Но чарующий взгляд ее маленьких черных глаз и кудрявая копна смоляных волос сводили с ума многих мужчин.
«Чтобы быть красивой, недостаточно быть красивой» – Поль Рейналь.
Фаворитка дома Романовых обладала необычайной живостью характера, обаянием и энергетикой, которая сражала наповал не только восхищенных поклонников, но и коварных конкурентов, коих на пути балерины встречалось немало, ведь она была артисткой с большой буквы. Огромное влияние на карьеру балерины оказала знаменитая Вирджиния Цукки, с которой Матильда познакомилась в юности.
ГЛАВА 2
ВОСХИЩЕНИЕ
«Мне шел четырнадцатый год, когда к нам приехала знаменитая балерина Вирджиния Цукки… Я не имела веры в значение того, что у нас делалось, и не получала настоящего внутреннего удовлетворения от своего танца. У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства. Она произвела на меня впечатление потрясающее, незабываемое. Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, балериной».
Ко времени выпуска из училища Матильда уже вполне владела собой на сцене и могла блеснуть на выпускном экзамене, на котором в том году впервые присутствовала вся Царская семья с Александром III во главе. Тот экзамен решил ее судьбу.
Кшесинская выбрала па-де-де из «Тщетной предосторожности» на музыку итальянской песни «Стелла конфидента», и в этом выборе опять же чувствуется влияние Цукки. Выступление прошло безупречно. После спектакля всех участников собрали в большом репетиционном зале, пригласив так же учителей и персонал Дирекции Императорских театров. Сам Император пожелал познакомиться с артистами. Появившись в зале вместе со всей семьей, Государь первым делом спросил: «А где же Кшесинская?». По правилам, сначала должны были представлять двух первых учениц, старших по возрасту, но классные дамы тут же засуетились и подвели к нему Матильду.
Она сделала глубокий реверанс, как и полагалось, а Государь протянул ей руку со словами, которые стали пророческими: «Будьте украшением и славой нашего балета».
За столом Император сам выбрал Матильде место рядом с собой, а наследнику Николаю II велел сесть рядом, добавив: «Смотрите только не флиртуйте слишком». Но было уже поздно… По словам Матильды, тот вечер решил ее судьбу. Они с наследником с первого взгляда понравились друг другу и пути назад больше не было. После того памятного ужина у влюбленных было еще много случайных встреч, а затем начался судьбоносный летний сезон в Красном селе – еще во время турецкой войны 1877-1878 годов там был построен деревянный театр для развлечения офицеров во время летнего лагеря. Матильда тайно мечтала встретить там Николая, и ее мечты сбылись. Наследник не просто посещал все спектакли, но и специально приходил за сцену для того, чтобы поговорить с ней.
«Я влюбилась в наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона, когда я могла говорить с ним, мое чувство заполнило всю душу, и я только о нем могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблен, но все же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам».
Восхищение – это тоже особый прием, позволяющий женщине манипулировать мужчиной. Здесь очень важно выбрать одного конкретного человека и грамотно выделять его на фоне остальных. Для этого женщине необходимо выявлять и восхвалять в мужчине именно те качества, которые он сам в себе ценит и хочет, чтобы их ценили другие. Какой мужчина не захочет казаться в глазах женщин героем, от которого все без ума?
ГЛАВА 3
ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ. КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?
В октябре 1890 года Николай II отправился в кругосветное путешествие, и свидания влюбленных вынужденно прекратились. Матильда по газетам следила за его путешествием и всегда знала, где он находится. Из газет же она узнала, что в японском городе Оцу произошло покушение на наследника. Фанатик ударил его саблей по голове, и только благодаря вмешательству королевича Георгия, успевшего палкой отвести удар, рана не оказалась смертельной. Однако, след от раны остался у наследника на всю жизнь, и он говорил, что у него часто бывали боли в том месте. После этого происшествия Государь приказал Николаю вернутся в Россию, где он вновь оказался под влиянием чар несравненной Матильды…
После нашумевшего фильма Алексея Учителя имя Кшесинской стало ассоциироваться у большинства со скандалом и пороком. Люди любят судить сгоряча, не разобравшись толком в вопросе, но в данном случае это особенно обидно, ведь госпожа Кшесинская по праву является гордостью русского балета. Жадно впитав все необходимые знания, полученные у именитых зарубежных учителей, она создала собственный стиль. С той поры, как в русском балете появилась Матильда, у антрепренеров отпала необходимость приглашать иностранных балерин. Кшесинская была первой, кто вступил в борьбу с иностранными танцовщицами – и победила. Она первой среди русских балерин смогла исполнить знаменитые 32 фуэте подряд – трюк, которым раньше могли похвастаться только итальянские танцовщицы. Одного таланта и безупречной техники для успешной карьеры было недостаточно, поэтому Матильда научилась искусно плести закулисные интриги, и в этом ей не было равных. Она всегда добивалась своего, смогла заслужить звание примы-балерины Мариинского театра и построить блестящую карьеру. Конечно, не без поддержки наследника, который, по ее словам, стал для нее ангелом-хранителем на всю жизнь.
Начиная с января 1892 года их встречи стали более частыми. Матильда в то время жила с родителями и сестрой, и наследник часто навещал ее под видом «гусара Волкова». Влюбленные так увлеклись частыми свиданиями, что однажды в дом Кшесинских ворвался Градоначальник с приказом срочно доставить Наследника во дворец по приказу Государя. Александр III, намеренно или же случайно ставший инициатором этой влюбленности, вскоре стал встревожен тем, насколько сильным оказалось увлечение Николая…
Таков был негласный обычай – для того, чтобы ввести члена королевской семьи во взрослую жизнь, ему была положена интрижка с балериной. При этом, танцовщицам было обеспечено самое обходительное отношение и всяческое уважение со стороны знати. Никакого пренебрежения, скорее наоборот – балерин потом успешно выдавали замуж за аристократов или даже князей. Никто не ожидал, что отношения наследника с Матильдой примут иной оборот… Николай влюбился, и довольно серьезно.
Он приобрел для встреч с Кшесинской маленький особняк на Английском проспекте, принадлежавший Римскому-Корсакову.
Известно, что некоторые женщины получают от мужчин дорогие подарки и украшения, а другим не достается ничего, несмотря на многочисленные просьбы. Так вот, психологи утверждают, что именно отсутствие всяких просьб и есть путь к успеху. Матильда обожала украшения, а подарки сами шли в ее руки. По слухам, состояние балерины до революции оценивалось на сумму в 2 млн. рублей. Взывать к великодушию и щедрости мужчин не словами, но созданием для этого определенных условий и ситуаций – еще один нехитрый (хотя…) способ женских манипуляций.
В особняк Матильда переехала вместе с сестрой с позволения отца. Феликс Кшесинский дал свое разрешение с болью в сердце, спросив у любимой дочери, осознает ли она, что Наследник никогда не сможет жениться на ней. Матильда ответила: «Я всей душой люблю Ники и не хочу задумываться о том, что меня ожидает. Я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы временным, которое выпало на мою долю».
Так их визиты стали регулярными…
ГЛАВА 4
СИЛА В СЛАБОСТИ
Карьера балерины, тем временем, тоже пошла в гору. Критики отмечали ее необычайный успех при одолении всех технических трудностей, которые раньше считались доступными лишь итальянкам.
В 1892 году состоялось ее знакомство с Петром Ильичем Чайковским на его чествовании в честь пятидесятого представления балета «Спящая красавица». После выступления Матильды в роли Авроры, Чайковский был настолько восхищен, что выразил желание написать балет специально для нее. К несчастью, этому желанию не суждено было сбыться – в том же 1893 году великий композитор умер от холеры.
Кшесинской очень хотелось получить роль Эсмеральды в одноименном балете, которую так изумительно танцевала та самая Цукки. Она попросила об этом своего балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа – прославленного педагога и солиста балета, который работал в Мариинском театре с 1870 по 1903 год и поставил 37 балетов на его сцене. Он всегда говорил по-русски, хотя очень плохо его знал, несмотря на долгие годы пребывания в России. Выслушав просьбу балерины о балете «Эсмеральда», он спросил:
– А ты любил?
Матильда, задыхаясь от восторга, ответила, что влюблена и любит.
-А ты страдал?
Этот вопрос показался ей странным и она ответила:
-Конечно, нет.
Тогда он объяснил ей, что, только испытав страдания любви, можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды. Как горько она потом вспоминала его слова, когда выстрадала право танцевать Эсмеральду и она стала ее лучшей ролью.
Сразу после кончины отца, Императора Александра III в 1894 году, Николай II поспешно женился на своей давней невесте, немецкой принцессе Александре Федоровне. Таким образом наследник исполнил свой долг перед народом – Великий Государь обязан состоять в законном и священном браке. Венчание их состоялось сразу после похорон отца, а медовый месяц проходил в атмосфере панихид и траурных визитов…В безутешном горе была и сама Матильда.
«Последняя моя просьба к нему была позволить писать ему по-прежнему на «ты» и обращаться к нему в случае необходимости. На это письмо Наследник мне ответил замечательно трогательными строками, которые я так хорошо запомнила: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою навсегда останется самым светлым воспоминанием моей молодости».
В своем горе и отчаянии балерина не осталась в одиночестве. Великий Князь Сергей Михайлович, с которым ее познакомил сам Николай, стал ее близким другом и оказал огромную поддержку в то непростое время. Много лет спустя Матильда узнала, что он был приставлен к ней не случайно, а по настоянию самого Николая II, который попросил Сергея следить за ней, оберегать и всегда обращаться к нему, когда нужна будет поддержка или помощь.
Демонстрация слабости – это очень тонкий прием психологических манипуляций, который нужно использовать в определенных ситуациях и только с определенными мужчинами – сильными и уверенными в себе. С теми, кто не воспользуется ситуацией против самой женщины, но захотят и смогут ей помочь. Таким образом, мужчина чувствует себя сильным защитником и это возвеличивает его в собственных глазах. А многое ли для этого нужно сделать женщине? Достаточно лишь чаще советоваться с мужчиной, спрашивать у него разрешение на совершение определенных поступков, просить его о помощи в различных ситуациях, в которых мужчина может блеснуть своим умом и способностями. А помощь Кшесинской была нужна довольно часто.
Как у талантливой балерины, сумевшей к тому же добиться внимания самого Наследника, у Матильды было много завистников, поэтому ее жизнь в театре состояла в основном из интриг. Так, в 1896 году, во время торжества, посвященному коронации, в Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Хотя Москва располагала своей балетной труппой, туда в дополнение должны были быть отправлены артисты Петербургской труппы, и Матильда в их числе. Однако, главная роль была отдана итальянской балерине Леньяни, а остальные распределены между другими артистами балета. Кшесинская сочла это оскорблением и обратилась за помощью к своему дорогому Ники.
«Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля».
Результат получился быстрым. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, и Матильда приняла участие в парадном спектакле в Москве. Более того, специально для нее была написана добавочная музыка и поставлено па-де-де, в котором она была названа «желтая жемчужина», потому как белые, черные и розовые уже были.
«Я увидела, что после своей женитьбы и двух лет разлуки Ники исполнил мое желание и защитил меня, отдав соответствующее распоряжение. Я убедилась, что наша встреча с ним не была мимолетным увлечением, и он в своем благородном сердце сохранил уголок для меня на всю жизнь. Это он мне не раз доказывал самым трогательным и сердечным образом».
Директор императорских театров Владимир Теляковский, не отрицая незаурядных способностей танцовщицы, говорил: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской. Она считала балеты своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».
ГЛАВА 5
СТРАШНАЯ ПОТЕРЯ И НОВОЕ СЧАСТЬЕ
В машинописной копии мемуаров знаменитой балерины, хранящейся в Государственном архиве РФ, можно найти любопытную запись. В ней балерина рассказывают о несчастном случае, произошедшем с ней зимой 1893 года. Во время прогулки на санях кучер не смог вовремя остановить лошадь – она испугалась и понесла, повозка опрокинулась, а Матильда вылетела из саней и расшибла себе руку.
Далее следует абзац, который был вычеркнут при корректуре, но впоследствии восстановлен:
«Если бы не это несчастие, я стала бы скоро матерью. Только впоследствии, когда была старше, я поняла, что тогда потеряла. Говорили потом, что у меня были дети от наследника, но это была неправда. Я часто сожалела, что не имела».
Трогательные отношения на расстоянии между Матильдой и Николаем продолжались всю жизнь, вплоть до трагических событий 1918 года…Стоит отметить, что Матильда в своих мемуарах ни разу не позволила себе дурного слова относительно супруги своего возлюбленного, великой Императрицы Александры.
«Мнения могут расходиться насчет роли, сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашел себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы душевных качеств и долга. В тяжелые дни испытаний и заключения она была его верной спутницей и опорой и вместе с ним со смирением и редким достоинством встретила смерть».
Чуть позже судьба подарила балерине знакомство с третьим Романовым – застенчивым и благородным Князем Андреем. При первой встрече он пролил на ее французское платье бокал красного вина. Матильда со свойственным ей кокетством успокоила смутившегося князя и заявила, что с «винной розой» ее платье выглядит еще красивее. Вместе они стали много путешествовать по Европе, пока Матильду не застала врасплох новость о беременности. Она продолжала танцевать вплоть до шестого месяца, пока живот не стал настолько явным, что его более невозможно было скрывать.
В 1902 году у Кшесинской родился внебрачный сын, которого назвали Вова. Уже через два месяца после родов она выступала в Петергофе на парадном спектакле по случаю свадьбы Великой Княгини Елены Владимировны с Королевичем Николаем Греческим. В театре она по-прежнему имела все, что хотела, но в личной жизни…
ГЛАВА 6
РЕВОЛЮЦИЯ, ИММИГРАЦИЯ И НОВАЯ ЖИЗНЬ
Во время Революции Кшесинская лишилась своего особняка, который стал штабом для Большевиков. А после трагической смерти Наследника и свержения царской власти она вынуждена была спешно покинуть город и бежала сначала в Кисловодск, потом в Новороссийск, а оттуда ей удалось сесть на корабль до Константинополя, позже добраться до Кап Д’Ай. Там у нее была собственная вилла, подаренная князем Андреем. Вилла называлась «Алам» – Маля, если читать наоборот. Так Матильду ласково называли родные и близкие люди.
За время государственного переворота Матильда потеряла почти все – дом, коллекцию драгоценностей, ценные бумаги, громкое имя и карьеру в России, многих друзей и близких знакомых…но главная трагедия состояла в том, что она навсегда лишилась своего дорогого Ники, который всегда был для нее путеводным маяком.
«Для меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиняться своей воле. Первый его импульс был почти всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила».
В 1921 году балерина вышла замуж за Великого князя Андрея Владимировича и вскоре получила титул княгини Красинской. Этот титул многие потом обсуждали с негодованием, но Матильда была княгиней с рождения. Цесаревич никогда не смог бы полюбить простушку – для того, чтобы привлечь и удержать Романова рядом с собой, надо быть княжной. Именно такой она и была…не по рождению, но по сути своей.
Осенью 1928 года, в поисках средств на существование, которых у потерявших все и обедневших князей совершенно не было, Красинская вместе с Князем Андреем отправилась в Париж. Там она решила открыть студию танцев, уверенная в успехе этого предприятия. Интуиция вновь ее не подвела.
Вот, что писал князь Волконский после посещения студии Матильды в Париже:
«Когда М. Ф. Кшесинская, очутившись в положении беженки, открыла свою студию и из балетной “звезды” превратилась в профессора и воспитательницу, она поразила неожиданно обнаруженными ею педагогическими способностями. Преподавание обычно мало дается тому, кто им начинает заниматься в зрелом возрасте без тренировки. Это есть в известном смысле “новая жизнь”, и требуется для нее особенный талант. Этот талант оказался присущ самой природе нашей балерины».
ГЛАВА 7
ВЕЩИЙ СОН
Матильда Кшесинская прожила долгую и насыщенную жизнь длиной в 99 лет, она пережила 3 революции и 2 войны, ее любили самые достойные мужчины эпохи, ею восхищаются и по сей день. Незадолго до смерти, убирая рождественскую елку в собственном доме, она упала и повредила ногу настолько сильно, что ее пришлось отвезти в госпиталь. Там ей приснился сон, который она подробно описывает в своих мемуарах. По ее словам, в этом сне ей явился сам Господь Бог и вся Императорская семья. Голос с небес говорил ей, что они идут и скоро будут здесь, а она хотела броситься к ногам Императора и целовать ему руки…просыпалась вся в слезах. После этого сна Матильда решила описать всю свою жизнь в мемуарах, которые мы можем прочитать сейчас. К сожалению, некоторые фрагменты из них были уничтожены во время корректуры, а письма Николая II были уничтожены во время Революции, но свидетельством большой любви, которая зародилась между двумя молодыми людьми с непростой судьбой и которая задумывалась как легкая интрижка, служит та самая история, рассказанная однажды в мемуарах и с тех пор будоражащая фантазию кинематографистов, историков, критиков…и просто людей, верящих в любовь.
Источники:
Матильда Кшесинская. Воспоминания.
https://kulturologia.ru/blogs/270317/33959/
https://psichel.ru/zhenskie-manipulyatsii/
Документальный фильм о Матильде Кшесинской с использованием уникальных кинокадров 1912-1914 гг. Режиссер Лиза Ховинхеймо. 1993 год.