«Мартин Иден»
Джек Лондон
(1909)
Роман, 448 страниц
Время прочтения: 1 месяц
КРИЗИС ДОСТИЖЕНИЯ МЕЧТЫ
«Об одном прошу – люби меня и верь в любовь»[1] – как много должного и сколько силы в этой фразе главного героя – Мартина, в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Верить в любовь – значит верить в того, кто для тебя есть Любовь, верить безрассудно, слепо и, даже иногда вопреки. Как многое поставил герой на любовь, любовь, как неосознанное средство для достижения мечты, любовь, как смысл жизни, любовь, как причина смерти.
Она пела, положив голову ему на плечо, и ее руки были в его руках, и каждый из них в этот миг держал в своей руке сердце другого… Разум не должен вмешиваться в любовные дела. Правильно рассуждает любимая женщина или неправильно – это безразлично. Любовь выше разума.
Читая роман любимого мною автора, могу с уверенностью сказать, что обнаружила для себя много новых тем для размышления. Немного довелось повидать книг, которые оставляют противоречивое мнение у себя самой же. Вопрос «как я отношусь к главному герою?» не давал мне покоя на протяжении многих недель. Мартин Иден, безусловно, персонаж, вызывающий безграничное уважение. Его трудолюбие, стойкость характера, четкое видение цели, его преданность женщине, любви и своей точке зрения вдохновляют. Есть мечта – есть цель – есть средства ее достижения. Любовь? Может и да. Но любовь безграничная, преданная, чистая. Однако, много «но» я находила в своей голове, одновременно испытывая чувства уважения и разочарования, разочарования в герое, который ставил непосильные цели и достигал их; герое, который не знал преград и не видел проблем, исключительно решения. И как, спрашивала я себя, этот человек, имея такую цель и в процессе ее реализации, в конце концов, ее достигнув, не мог предугадать оборотную сторону медали? Была совсем иная сторона исполнения желаний. Человек, вышедший из низов общества, будучи ницшеанцем, верящим во всепобеждающую силу талантливых одиночек, человек, знавший людей, общество и жизнь, не сумел преодолеть кризис достижения мечты, факт осознания того, что, к сожалению бывает, что «..любовь так примитивна и вульгарна, что должна питаться внешним успехом и признанием толпы», особенно в годы буржуазного общества, особенно в эпоху Мартина Идена. Вложить всю силу, весь ум, талант, умение работать, всю силу воли в достижение общественного признания и не смочь вынести форму, в которую это самое признание воплотилось. Не слабость ли это? Оттолкнуть от себя «любимую», не поверившую в него? Не простить? А есть ли это любовь? Это были мои вопросы, на которые до сих пор спустя год после прочтения не имеются ответы. Двоякие мысли, неточные мнения обо всем этом… Может, поэтому я полюбила этот роман. Это многогранный роман, оставляющий возможность смотреть на факт сквозь призму разных взглядов, сквозь призму разнообразных героев с их причудливой «колокольни». Я благодарна роману за способность размышлять многогранно, рассматривать сложившуюся ситуация с различных ракурсов и обстоятельств. Это жизнь.
Роман вызывает неистребимую жажду жизни, самоутверждения, саморазвития. Вызывает желание обсудить, сказать, спросить, в моем случае даже «защитить» главную героиню, оправдать ее. Книга напоминает нам, что мир есть наша воля и наше представление действительности. То, что мы желаем становится нашей собственной вселенной, а все остальное инопланетные земли. У нас свои границы и в этих границах формируется наша воля и взгляд на все вокруг. Главный герой, желавший славы и признания, возложил на свою душу «форму этого признания» и не смог принять реальность, выходившую за границы его душевных представлений. Своими пределами и нормами он построил идеальный мир вокруг себя и ждал исполнения своих желаний и планов. Ах, зачем же так… В итоге, ножницы разлада представляемого и реальности привели к трагичной концовке книги.
Границы ее кругозора были для нее единственными правильными границами; но ограниченные умы замечают ограниченность только в других.
После написания романа Джек Лондон покончил жизнь самоубийством, испытывая неконтролируемые приступы уныния. Автор всегда считал, что честный творческий человек не способен жить в буржуазном обществе, и эту мысль он вдохнул в роман, который поистине можно назвать одним из лучших творений ХХ столетия.
[1] «Мартин Иден» Джек Лондон.