Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша
целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.
В. Кандинский
Когда мы слышим слово «абстракционизм» на ум приходит имя Казимира Малевича. Его считают одним из основоположников этого направления в искусстве. Но далеко не все знают, что у истоков абстрактной живописи вместе с ним был Василий Кандинский. Он совершенно незаслуженно отошел на второй план, ведь именно В. Кандинский написал книгу «О духовном в искусстве». Это произведение стало теоретической основой абстракционизма. Давайте разберемся в теории и посмотрим, как на практике В. Кандинский применил свое понимание живописи
Произведения Василия Кандинского могут показаться странными или даже дикими. Каждая из его картин представляет собой невероятное буйство красок, часто в самых неожиданных сочетаниях. Это не случайно. Его искусство оторвано от мира вещей и предметов. Художник находился в вечном поиске новых форм и не стремился передавать окружающую действительность такой, какой ее видят все. Его восприятие мира и цвета можно назвать совершенно уникальным. В своей книге он рассказывает о том, что живопись неотделима от других искусств, в частности от музыки.
Василий Кандинский считает, что любая краска передает не только определенный цвет, но и звук или даже ассоциируется с музыкальным инструментом. Понять, как музыка соединяется с живописью можно на примере картины «Импрессия III (Концерт)».
На создание этой картины Кандинский был вдохновлен концертом Арнольда Шенберга. Художник был впечатлен смелыми произведениями австрийского композитора. Своей картиной Василий Кандинский хотел передать собственные впечатления от услышанной музыки. Он буквально пытался перенести на холст музыку и свои ощущения от нее. Художник выразил свои чувства в цветах: черная фигура – это изображение рояля, разноцветные штрихи – слушатели на концерте. Основное же место в картине занимает желтый цвет – цвет звука, музыки заполняющей пространство концертного зала. В картине “Импрессия III (Концерт)” Кандинский, не вдаваясь в подробности передачи увиденного, делает акцент на услышанном. Как музыкант использует звуки, так Кандинский использовал цвета.
Сейчас картину «Импрессия III (Концерт)» можно увидеть в городской галерее в Ленбаххаузе, город Мюнхен.
В. Кандинский. Импрессия III (Концерт). 1911 год.