«Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого».
Марк Твен.
Кюлоты – это широкие укороченные брюки, которые последний год пользуются невероятной популярностью. Они вошли в современную моду в 2017 году и до сих пор в сердцах и гардеробах многих модниц. На самом деле, это мужские штаны длиной до колена, поверх которых носили буффоны, превратившиеся в валики у бедер. Они вошли в моду во Франции в XVI в. и, видоизменяясь, дожили до XIX века. Этот элегантный элемент одежды уже давно и на века вписал свое название в мировую историю.
(Кюлоты – с франц. culotte, от франц. cul — «зад»).
Во Франции на протяжении нескольких столетий кюлоты были не только модным, но и очень важным предметом гардероба. Ведь носить их могли исключительно аристократы. То есть, дело было не только в моде, но и в социальном статусе. Кюлоты демонстрировали принадлежность своего обладателя к знатному и богатому роду.
Сложно поверить, но впоследствии кюлоты становятся не только показателем статуса, но и политических воззрений человека. В годы Великой французской революции они являлись символом аристократии и контрреволюционного движения. Как так? Чтобы понять это, придется разобраться в причинах Французской революции XVIII века.
Конечно, проще всего согласиться со стройной марксистской теорией. Страна в упадке, люди буквально умирают от голода, абсолютная монархия не решает проблемы, а только их создает. Иными словами, верхи не хотят жить по-старому, а низы не могут. Только революция может спасти страну и народ. Поспорить сложно, поскольку все логично. Однако подтвердить эту теорию фактами просто невозможно.
А факты говорят, что Франция во второй половине XVIII века одна из самых богатых и многолюдных стран в Европе. Рост промышленности, демографический подъем, активная внешняя торговля. Мода на все французское буквально захлестнула остальные страны. И все это накануне революции. Получается, что факты противоречат логике. Если все хорошо, зачем что-то менять?
Очевидно, проблемы все-таки были. Одна из них (наиболее важная) это финансовые трудности государства. Франция тратила в несколько раз больше, чем зарабатывала. Неудачные войны и поддержка американской революции требовали огромных расходов. Соответственно Франция брала займы, которые потом с трудом могла погасить. В 80-х годах XVIII века финансовый кризис привел к тому, что возникла острая необходимость налоговой реформы.
На тот момент во Франции существовало три сословия: духовенство, дворянство и третье сословие – все остальные. Духовенство и дворянство налоги не платили – это привилегированные сословия. Соответственно, все финансовые проблемы государства ложились на плечи простых рабочих людей. Король хотел ввести всеобщее налогообложение, вот только дворянство было категорически против. В то время как непривилегированные люди уже не могли терпеть притеснений.
Недовольство третьего сословия нашло свое выражение в движении санкюлотов (буквально «безкюлотников»). Рабочий люд носил простые штаны, и аристократы с презрением называли их санкюлотами. Вскоре это оскорбление приобрело иной смысл, и даже стало звучать гордо. Оно значило: «Мы не аристократы, мы не контрреволюционеры». Именно третье сословие и санкюлоты стали основой революции. И знаменитое взятие Бастилии 14 июля 1789 года было бы невозможно без их участия.
Дебют в мире моды состоялся благодаря великой Эльзе Скиапарелли, которая в 1931 году добавила широкие укороченные брюки в свою коллекцию, специально для матча на Уимблдоне. Испанка Лили де Альварес, теннисистка и феминистка, появилась на корте в юбке-брюках. Модные англичанки тут же заказали подобные брюки для обычных светских забав: катания на велосипедах и верховой езды.
Долгожданное возвращение брюк-кюлот состоялось только в 1990-е годы, когда немецкий дизайнер Жиль Сандер продемонстрировала их на одной из Недель мод. В 1991 году принцесса Диана появилась в этих брюках и закрепила за собой титул иконы стиля.
После войны в моде стала пора женственности и элегантности, поэтому ни о чем другом, кроме юбок, речь идти не могла. Брюки-кюлоты набирают свою славу в 80-х годах, когда их начали активно продвигать в массы Стелла Маккартни и Кристоф Лемэр. За счет своей длины и свободной формы кюлоты добавляют легкости и расслабленности. Поклонникам минимализма и элегантности кюлоты посвящаются…
Сегодня кюлоты уже не указывают на принадлежность человека к высшему обществу, а их отсутствие вряд ли говорит о революционных настроениях. Хотя…
Интересный факт: Бастилия – это королевская тюрьма, в которой на момент восстания находилось около 10 заключенных, а среди охранников было немало инвалидов. Таким образом взятие Бастилии – это скорее символ революции, а не реальное военное столкновение.
За более подробной информацией о Великой французской революции обращайтесь к лекциям доктора исторических наук Д.Ю. Бовыкина:
https://postnauka.ru/author/bovykine
Или читайте:
Альберт Собуль. Из истории Великой буржуазной революции 1789-1794 гг. и Революции 1848 г. во Франции. М., 1960.
Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. М., 2007.
История нового времени: 1600 – 1799 годы. Учеб. пособие / Д. Ю. Бовыкин, А. В. Чудинов, А. С. Медяков и др. М., 2012.