Кино о гангстерах будет актуально во все времена. Фильмы о беспощадном криминальном мире, о его жестоких участниках, о царящем в нем насилии, о несправедливости и, главное, о территории, где царят только те правила игры, которые устанавливают сами представители этой вселенной, всегда вызывали большой интерес у зрителей и кинокритиков. Институт «вне закона», обратной стороны общества с его привычной системой, стандартным набором законов и государственным порядком, выглядит привлекательно не только для преступников или людей с девиантным поведением, склонных к опасным развлечениям, играм, наркоторговле и иным криминальным занятиям. Зачастую люди, являющиеся участниками такого особенного мира, просто разочаровались в том обществе, в котором им приходилось существовать и выживать, они больше не могут рассчитывать на привычные органы общественного порядка, не обращаются за защитой к государству, рискуют и предпочитают находиться в таких условиях, где все ясно и понятно. Вспомнить хотя бы интересный эпизод из уже ставшего культовым фильма «Ворошиловский стрелок», когда отчаявшийся пожилой ветеран войны, покупает винтовку для личной расправы над обидчиками его любимой внучки: когда закон не действует, люди прибегают к другим методам борьбы за справедливость.
Кинематограф богат на фильмы рассматриваемой тематики. От черно-белых, классических голливудских лент («Белая горячка»; «Мужские разборки») до современных криминальных драм («Легенда»; Черная месса»), их объединяет общая идея господства стойкого мира мафии, настоящего социального лабиринта, из которого нет выхода: подобно проклятому «замку» Кафки, человек не может просто убежать от этого, ему придется принимать правила, установленные данной системой. Ярким подтверждением этой теории стал фильм «Путь Карлито», где главный герой, при всем своем желании измениться и встать на законный путь порядка, не может просто бросить свой привычный преступный образ жизни и порвать с прошлым. Его авторитет и влияние слишком велики, чтобы просто «залечь на дно», поэтому в фильме поднимается тема безвыходности и отчаяния главного героя: ему опять приходится помогать старым приятелям по бизнесу, строить порочные связи, вновь и вновь погружаться в темный мир хаоса и тьмы, из которого никогда не удастся выбраться.
Каждая временная эпоха кино по-своему трактовала эту преступную вселенную: одни авторы пытались оправдать криминальных авторитетов общества, вторые рассказывали всю правду, не боясь обилия жестоких сцен в своих фильмах, третьи высмеивали эту тему, создавали новое видение подобного жанра и заставляли зрителя взглянуть на него сквозь призму иронии и черного юмора.
«Крестный отец»
Новая эра фильмов о гангстерах.
До знаменитого фильма Копполы, кино о мафии было представлено в виде строгих детективов в жанре «нуар», режиссеры предпочитали просто и весьма поверхностно изображать преступный мир, не углубляясь в психологические аспекты, социальный кризис и выяснение истинных причин проявления обратной стороны закона в системе общества. Экранизация романа Марио Пьюзо стала настоящей сенсацией именно по причине подробного описания внутренней системы мафии и ее обитателей, никому раньше не удавалась так удачно отразить традиции, быт, семейные ценности, распорядок членов преступной группы, изобразить мотивы подобного выбора опасного образа жизни и, главное, показать истинные чувства одного из главных персонажей истории – молодого Майкла Корлеоне, сначала резко противопоставляющего себя криминальной семье, затем вынужденного стать частью мафии, продолжить дело своего отца, не решившись отойти от главного дела своей жизни. Собственно, тяжелый выбор Майкла – главный смысл фильма: от скромного, доброго и не приемлющего жестокости юноши, он постепенно превращается в своего отца и даже превосходит его в делах, став властным, хитрым, бескомпромиссным злодеем, поддержав идею единства итальянского клана. Подобно Эдипу из знаменитого греческого мифа, Майкл вынужден повторить непростой и кровавый путь Дона Вито, кажется, что его судьба давно решена, путь определён, ему оставалось сделать непростой выбор и он решился, убив одного из боссов враждующей мафиозной семьи. Именно в этот момент Корлеоне – младший понял, что пути назад нет, теперь он должен пойти по тропе преступности, забыв о своих принципах и навсегда простившись с привычным и спокойным образом жизни. Последующие части знаменитой саги будут посвящены более подробным моментам из жизни молодого Вито, его переезде в США из Сицилии, а также усилению власти Майкла и его контролю над всем преступным сообществом.
Настоящей квинтэссенцией зла и торжества времени гангстеров в мире кинематографа, можно считать картину Брайана Де Пальмы «Лицо со шрамом», более дерзкую и жестокую ленту о кровожадном Тони Монтана, ставшего наркобароном из-за своей природной ненасытности и стремления разбогатеть «на крови». В данном случае, выбор главного героя диктуется его корыстной натурой и влечению к опасным приключениям. Для него преступный мир – это отнюдь не вынужденный, скорее самый верный образ жизни на пути к богатствам, престижу и наслаждениям. Данный фильм – настоящий аттракцион насилия, символ расцвета «кокаиновой эпохи», нелегального оборота оружия, слабости бессильной полиции. Теперь преступность превращается в настоящую профессию, привычный образ жизни с большими особняками, красивыми женщинами, дорогими авто, отсутствием здравомыслия и скромности. В совокупности с шедевром Копполы, фильм Де Пальмы заложил основу для нового периода кино, превратив его в полноценный и оформившийся жанр о настоящих гангстерах. Впереди шедевры Левинсона, боевики Скорсезе, остросюжетные драмы Ньюэлла.
Наследие «Славных парней»Лихие 90-е, расцвет кино о гангстерах, романтизация мафии.
Можно сказать, что начало новой эры в кино о гангстерах ознаменовалось картиной “Goodfellas” Мартина Скорсезе. Данная лента, рассказывающая реальную историю знаменитого преступника Генри Хилла о его внедрении в мафию, стремительном покорении им вершин криминального мира, о нелегальном распространении кокаина и, как следствие, его последующем аресте с разоблачением его подельников по бизнесу, стала своеобразным символом крутого кино о бандитах, установив новые модные принципы построения криминального жанра в кино. Сам Скорсезе желал снять не просто хорошую драму о мафии, он хотел создать иллюзию документалистики, показать реальный преступный мир без купюр, рассказать об особенностях этого мира, обрядах итальяно-американского преступного конгломерата, с его жестокими обитателями. «Я был заинтересован любой деталью в жизни гангстеров. Я хотел попасть в каждый угол мозга человека, который работает подобным образом каждый день», – говорил режиссер о съемочном процессе. Он буквально оживил кино наличием великолепного монтажа, популярной музыкой, отличными актерами. Главное достоинство фильма, по мнению многих критиков, хорошие диалоги с наличием уместной нецензурной лексики, что придает картине необычного лоска и реалистичности.
Вдохновленный летной Скорсезе, а также сыгравший одну из главных ролей в «Славных парнях», Роберт де Ниро создает свою дебютную режиссерскую ленту «Бронкская повесть». Помимо интересной сюжетной линии, в фильме раскрываются проблемы расизма, конфликта «отцов и детей», демонстрируется становление молодого героя Калоджеро, как начинающего преступника, не осознававшего того, что на самом деле его ждет в жизни. Он начинает сомневаться в своем истинном предназначении, когда сталкивается с насилием и несправедливостью преступного сообщества, чьим представителем он так жаждал стать. Излишняя романтизация портрета типичного мафиози сильно искажает действительность человека, который представляет себе недоступный, опасный, но при этом, до ужаса притягательный мир неизведанного. Таким людям кажется, что попав в эту волшебную сказку, их жизнь станет более насыщенной, познавательной и интересной, полной роскоши и богатств, уважения и бесконечного авторитета со стороны окружающих, однако для молодого человека, очутившегося там, быстро становится ясным, что внешняя манящая красота этой самой сказочной страны иллюзорна, он становится несчастным и испытывает чувство вины за свой выбор.
«Донни Браско» продолжает традицию «Славных парней», усиливая эффект романтизма и привлекательности мафии, перед ее чарами не может устоять даже внедренный в преступную группировку оперативный агент ФБР Джо Пистоне. В какой-то момент, попав под влияние главаря банды, «Донни-стукач» начинает симпатизировать своей новой роли, рискуя собой, он предлагает криминальному боссу «Левше» спастись от полиции, однако его план проваливается, в итоге ему приходится вернуться к привычному образу жизни, а членов банды ждет тюрьма или, в худшем случае, расправа внутри клана.
Новый взгляд Тарантино на криминальный жанр, поучительные притчи об искуплении и изображение шокирующей правды о преступности в кино.
Тарантино изменил не только стиль гангстерского кино, но и само построение композиции фильмов в целом. Ему удалось нарушить временную последовательность событий, обогатить сюжет юмором, высмеять гангстерские киноистории предыдущих лет. Многие ругают его за вопиющую неполиткорректность, изобилие жестоких сцен насилия в его фильмах, этот ужасный и безвкусный постмодернизм, нарушение всех канонов построения классического сюжета, бранный текст героев вместе со всеми их человеческими пороками, которые он так любит периодически «вытаскивать» из людей и демонстрировать их на публике. Но за этим всем кроются очень интересные философские мотивы, заключающиеся не в том, чтобы оправдать преступные действия человека, а как раз наоборот: выявить и устранить причины зла. Если бы фильм «Криминальное чтиво» был обычным боевиком, он никогда не стал бы таким культовым, не собрал бы такое множество международных кинонаград, не был бы разобран на цитаты, став кинообразцом классической истории о настоящем торжестве добра над тьмой. Несколько потрясающе показанных коротких историй, единый смысл которых заключается в новом прочтении отрывка из проповедей пророка Иезекииля. В каждой из этих легендарных притч («Ограбление», «Золотые часы», «Ситуация с Бонни») показывается современная постановка библейского сюжета: благие поступки совершаются, чтобы просто помочь слабым, при этом, за ними стоит настоящее бескорыстие героев. Сначала кажется, что персонажи совершают это ради собственной выгоды или просто из чувства страха перед возможными неблагоприятными последствиями, но в конце фильма, а точнее – в его начале, (те, кто смотрел фильм, поймут) один из главных героев в исполнении актера С. Джексона снова произносит этот самый стих, но, уже верно истолковывает для себя главный посыл библейского отрывка, заключающийся в простой и безвозмездной бескорыстности своего действия помочь слабому и беззащитному герою, сохранив ему жизнь и «вразумить» последнего на совершение «добрых поступков» в дальнейшем. Вот именно поэтому, фильм имел такой оглушительный успех. Да, режиссер использует весьма изощренные методы донесения главных посылов своих историй до зрителя, однако действуют его методы достаточно эффективно.
Современные фильмы о мире мафии. Ностальгия по ретро.
Нынешнее кино о гангстерах делает акцент на их отрицательном влиянии, не романтизирует, а, скорее, представляет истории таких особенных людей, как суровую правду, приводящую к неблагоприятным последствиям: такие сюжеты поучительны, демонстрируют нравственную деградацию личности преступника, заставляет объективно взглянуть и оценить увиденное со стороны. Яркий пример – картина «Легенда», байопик об известных гангстерах, братьях-близнецах Крей, держащих в страхе Лондон в 60-е. Фильм поддержал моду на ретро-кино, вслед за такими лентами, как «Самый пьяный округ в мире», «Охотники на гангстеров», «Закон ночи», «Славные парни» Шейна Блэка. Кажется, что в современной киноиндустрии царит настроение эскапизма, а художники утратили всякий интерес к нашему времени, погружая зрителя во времена великой депрессии, в 60-е с царящей в них «Холодной войной», дерзкие 70-е с модой на хиппи и пацифизм. В любом случае, интересно наблюдать за развитием этого удивительного жанра и ждать новых шедевров, снятых по данной тематике.
ИСТОЧНИКИ:
Kinopoisk.ru
«25 лучших фильмов про мафию» / https://factik.ru/best-movies-about-the-mafia/
«Крестный отец» – интересные факты о легендарном фильме» /https://sensum-club.pro/cinema/krestnyj-otets-interesnye-fakty-o-legendarnom-filme
«О создании «крестного отца» Ф.Ф. Копполы / https://aleksei-turchin.livejournal.com/81139.html
«10 фактов о культовом фильме «Славные парни» / http://i-gency.ru/news/kino/2547-10-faktov-o-kultovom-filme-slavnye-parni
«Детально о кинофильме «Легенда» / https://ovideo.ru/detail/171568
«Квентин Тарантино о фильме «Криминальное чтиво» / https://biography.wikireading.ru/82280
«Тарантино. От криминального до омерзительного: все грани режиссера».// Том Шон. Издательство «Эксмо», 2018 г.
«История жанра: гангстеризм»/ http://kinomoe.com/zhanry-kino-filmov/istoriya-zhanra-gangsterizm.html
«25 лучших фильмов о гангстерах и мафии» / http://kinowar.com/25-лучших-фильмов-о-гангстерах-и-мафии/
«Б. Де Пальма «Путь Карлито» / http://splendorvitae.ru/blog/filmy/b-de-palma-put-karlito
1 comment
I am truly grateful to the holder of this website who has shared this wonderful article at
at this place.