Усвойте урок и, быть может, Вы напишите для BU:K magazine следующую статью!
Урок 1
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
Как писать сочинение-рассуждение?
Что же такое «рассуждение»:
- умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме;
- один из трех элементов сочинения, определяемый как развертывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности;
- функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.
Схема сочинения-рассуждения
- Вступление.
- Тезис.
- Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
- Вывод.
Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
В роли аргументов могут выступать:
- исторические факты;
- статистические данные;
- эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
- пословицы и поговорки, афоризмы;
- мнения авторитетных людей…
Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом…
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …
В этом легко убедиться, обратившись к…
Например или допустим…
По свидетельству (кого-либо)…
Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
- основной тезис соответствует теме сочинения,
- отобранные доказательства достаточно весомы,
- между частями сочинения тесная логическая связь,
- выводы четко сформулированы.
Глава 2
РАССКАЗ
В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится шедевр, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину.
Подготовка.
Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.
- Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
- О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
- Кто будет главным действующим лицом?
Написание.
Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.
- Не стоит растягивать написание рассказа. Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у Вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в Ваших же интересах закончить писать как можно скорее.
- Следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту.
Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало или трагедия героя, выраженная суицидальными мыслями…
Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Свежесть слога и выражений. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль.
3. Не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.
Редактирование.
После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а Вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы Вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда Вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты. В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что Ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.
Глава 3
Книга
Идея.
Подумайте, почему и для чего Вы хотите написать книгу. Чем поделиться с читателями? Впрочем, уместен и такой ответ: «Я хочу написать книгу, чтобы стать знаменитым». А может быть, Вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах, открыть другую вселенную прошлого, настоящего или будущего? Или же это автобиография? Но с биографией аккуратно, скептики найдутся, чтобы сказать: «Слишком рано! Мало опыта! Кто это такой/такая???» Но критики везде есть. И Достоевского критиковали. Так что начинайте!
Начало.
Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать. Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.
Процесс.
«Пиши пьяным, редактируй трезвым», — советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь и сигареты в писательский процесс? А что, иногда с вином идет прекррррасно! Но это личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, Вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричесанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.
Атмосфера.
Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает Вам писать? Тот же самый алкоголь или сигарета? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте все, чтобы обеспечить себе безупречные условия. Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажженная свеча была сигналом для мозга — время творить.
Обещание – значит не бросить!
Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить ее к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут Вам расслабиться. Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у Вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Объем многих книг — не более 30 тысяч слов. Если за полчаса будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов Вы напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.
Заинтересовать.
Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции, Вы не Оноре де Бальзак. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Вы еще не Достоевский. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства. Даже не открывайте Пушкина или Бродского!