В знаменитом романе Виктора Гюго самым величественным и прекрасным «героем», соединяющим художественный мир книги воедино, является собор Парижской Богоматери. Это не просто место действия, не одни лишь стены и колонны с готическим орнаментом. Собор Парижской Богоматери – это целая вселенная, модель нашего мира и, не лишним будет сказать, мироздания.
Если посмотреть на то, как построены готические соборы, то сразу можно заметить одну особенность: как бы хорошо ты не рассмотрел каждый сантиметр в отдельности, ты никогда не сможешь охватить взглядом здание целиком. Таков и наш миропорядок. В нем соединяется космическая бесконечность и конкретность определенных деталей. Виктор Гюго не забывал этого, когда создавал монументальный образ.
Около собора по сюжету книги всегда собирается народ – бесконечность, как бездна, в которую хочется смотреть, привлекает к себе зрителей. Недаром здание становится центром религиозной и народной жизни. Громада собора оживает под постоянными взглядами простолюдинов, изгнанников, феодалов, священников – многочисленной народной толпы, снующей вокруг его стен или под его сводами.
«Выступавший на звездном небе черный силуэт его башен, каменных боков, всего чудовищного корпуса казался исполинским двуглавым сфинксом, который уселся посреди города».
Для кого-то этот готический «сфинкс» – родной дом, который в любой момент может укрыть от враждебного мира. Для другого – арена страстей, роковой исход которых, так или иначе, проявит себя в финале книги-жизни. Но для всех, абсолютно всех, собор – это символ, который напомнит о себе перезвоном колоколов в левой части груди.
А бьется ли его сердце сейчас??
Крупнейший пожар в соборе Парижской Богоматери начался вечером в понедельник 16 апреля. Обрушился шпиль собора, пламенем была объята несущая конструкция. Событие стало цивилизационной катастрофой. Ведь, собор Парижской Богоматери – это сакральный символ европейской христианской цивилизации. У христианских католиков Страстная неделя и….потерян Нотр-Дам. Это знак, намек, и если он не будет понят, самое страшное для Европы будет впереди. О чем нам намекают сверху? Чему и кому верить? Быть может оплошность, а быть может знак свыше о том, что люди променяли христианские ценности на стремительно возрождающийся нацизм, ненависть, на двойные стандарты и в жизни, и в политике, на нелюбовь. Может, стоит поменять современные формы морали? Что если все это величие и историческое наследие больше не вписываются в современные рамки? Заслуживаем ли мы Нотр-Дам? Готово ли человечество к настоящим страстям? В послевоенные годы Франция все больше отходила от религиозного пути, став постепенно страной-символом гиперлиберального движения, отторгнувшей основные библейские ценности. Мораль Библии перестала быть в моде? Получается, что да. Размылось понятие семейных ценностей. Все напуганы, ибо многие верят в этот символ – символический пожар в центре французской столицы.
Это ценно и это правда, что реконструкция собора будет весь текущий век, но стоит осознать, что настоящего Нотр-Дама больше нет!
Он видел, как Париж родился,
Как век за веком, день за днем
Все выше в небо он стремился,
Как распустившийся бутон.И, прошлого храня заветы,
Назло безжалостным годам
Надгробьем города навеки
Стать смог бы древний Нотр-Дам.Но время, властвуя над нами,
Повергнет все к своим ногам –
И сталь, и медь, и древний камень
Ему придутся по зубам.И храм в руины превратится,
Но, чтоб оплакать смерть его,
Со всей Земли начнут сходиться
Все, кто прочел роман Гюго.И тень собора перед ними
Предстанет в гордой красоте,
Но он лишь призраком отныне
Жить будет в сердце и мечте.
ИСТОЧНИКИ:
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Е.Н. Корнилова «Роль готической архитектуры в формирование эстетики и философии готического романа»
https://news.rambler.ru/fire/42044901-ravvin-sgorel-hram-dushi-frantsii-a-bog-ostavil-stranu/?updated