Оглядываюсь по сторонам. Моего собеседника еще нет. Я бы точно его заметила даже несмотря на окружающую суету вокруг меня. Встреча назначена в типичном гонконгском кафе. Утром здесь выстраивается очередь за знаменитым угощением – egg tart.
Вечер, 5 o’clock tea. А это значит, что сейчас время юных школьников, забежавших после уроков перекусить сэндвичем с помидором, и громких разговоров пожилых дам за чашечкой ying young (местный напиток, в состав которого входит кофе, чай и молоко – прим. автора). Поверьте, это идеальная атмосфера для беседы о культуре Азии.
А вот и он – герой интервью. Как и ожидала, его сложно не заметить – замшевый пиджак, броская золотая оправа очков, подчеркивающая горящие глаза, и улыбка, что не типично для жителя Гонконга. Он сразу выделяется из толпы. Знакомьтесь – Мистер Элвин Хоу. Писатель, кинокритик, лектор, философ, знаток музыки и просто смелый мужчина, завоевавший в свое время сердце белокурой рижанки, о чем, кстати, неоднократно писали в журналах и газетах. Но смелым его делает не только это. Ведь именно он не побоялся запустить Rolling Stones в Китае! Но обо всем по порядку.
Расскажите, с чего началась Ваша любовь к кино?
Я увлекся кино с 7 лет, в 13 уже смотрел сложные высокохудожественные картины. И всю свою сознательную жизнь писал статьи и рецензии. Поэтому моим первым высшим образованием стало философское. Всегда хотел понимать смысл и глубину каждого просмотренного мною фильма и неважно, где это кино было снято: в России, в Великобритании или во Франции. Тогда, в 70-е, кино было настоящим искусством. Сейчас этого становится все меньше. Превалирует коммерциализированное и бессмысленное американское кино.
Когда и как кино стало Вашей профессией?
Еще в университетские годы я работал в журнале, где писал рецензии на фильмы. А после университета взял год отгула – уехал в Париж вместе со своей девушкой.
Моей целью было погрузиться в серьезное художественное кино. Там есть такой кинотеатр, который называется Cinematheque. Я ходил туда каждый день. Можешь себе представить, какой я был сумасшедший!
Почему Вы решили вернуться через год?
Нужно было зарабатывать. Сначала доучился в университете, потом устроился на практику на канал MTV. Там за несколько лет дорос до позиции Директора по Маркетингу и PR. Все это время я продолжал писать про кино как критик, но это не приносило дохода. Хотя, конечно, поездки на мировые кинофестивали оплачивались, плюс к этому я постоянно знакомился с талантливыми режиссерами, актерами и людьми из мира искусства – это было прекрасное время!
В какой-то момент Вы переехали на Украину. Почему такой неожиданный выбор?
Когда я работал на MTV, меня обманул друг на очень крупную сумму денег. Я был очень расстроен, готов был ехать куда угодно. Как раз до этого происшествия меня несколько раз приглашали читать лекции в Киеве. В итоге я решил принять приглашение. Подал заявление об уходе и перед тем как поехать на новое место, отправился в путешествие. Собрал все свои вещи и накопленные деньги (я просто набил ими карманы) и отправился в кругосветное путешествие. Поехал в США, побывал в Латинской Америке, Азии, потом вернулся в Европу и наконец на Украину.
Что Вам особенно запомнилось то время?
Встреча с женой!
Да Вы что! Расскажите о знакомстве.
Увидел ее на сайте университета, написал ей имейл, она отвергла меня. Тогда я написал бумажное письмо в романтическом стиле, как это бывает в фильмах. Она была тронута этим жестом и поняла, что я не отступлю. Мы долго переписывались и только через 6 месяцев смогли встретиться. Я ее не отпускал. Еще год я проработал в Украине и поехал в Ригу просить ее руки. Отец был против. Но в итоге договорились, что мы поедем в Гонконг. Гонконг – это рай, где я нашел работу и женился.
Как Вы пришли к запуску Rolling Stones в Китае?
Сначала я отправился в Нью Йорк, где прошел подготовку, потом поехал в Пекин делать журнал. У нас была фокус-группа, которую мы приглашали для теста каждого нового выпуска. Это была целевая группа людей, которых мы просили прокомментировать журнал, дать рекомендации и только выслушав все рекомендации и отредактировав номер, мы выпускали следующую версию. Затем снова приглашали группу, редактировали до самой идеальной версии и только тогда выпускали.
Рок-музыка вообще очень нетипична для Китая…
Надо сказать, что Rolling Stones вообще достаточно нетипичный для Китая. Выпустить любой другой журнал типа женского глянца с его призывом к потреблению – нет проблем. С Rolling Stones другая история. Это журнал не только про музыку. Этот журнал пропагандирует идею свободы и самовыражения, «левые» взгляды и говорит на политические темы. В плане же музыки и культуры Пекин – один из лучших городов Китая. Он как Москва для России. Сюда стекаются лучшие музыканты и артисты как из Китая, так и из соседних стран Азии.
За те 3 года существования журнала Вам удалось осветить какие-то политические темы?
Нет. Одним из условий разрешения на запуск журнала было полное отсутствие политики. Каждый номер проверялся цензорами в Шанхае. Тем не менее, нам удавалось находить интересный материал. Но я до сих пор задаю себе вопрос: «Как тебе это вообще удалось?»
И Вы все равно не переставали писать про кино. А как выглядит кинопроизводство в Гонконге сейчас?
В 80-х в Гонконге снимали по 300 фильмов в год. Представь, как сложно для маленького города придумать 300 историй, найти столько талантливых людей для съемок. Тогда кино снималось для международного рынка. Сейчас выпускается только 50 и они рассчитаны исключительно на местный рынок.
Конечно, Китай является главным рынком и потребителем кино со всего мира. Думаю, если голливудское кино запретят в Китае, это будет серьезной проблемой для США.
Как за последние 10-20 лет поменялось кино?
Сейчас основная масса фильмов носит развлекательный характер. Кино теряет глубину, хотя есть интересные режиссеры, которые находятся на грани между коммерцией и искусством.
Где же искать настоящее искусство в мире кино?
Иранское кино наиболее недооцененное в мире. В частности, иранцы специализируется на детском кино. И это не просто аттракционное кино, а это глубокое, красивое и настоящее искусство!
Вы любите русскую культуру. Назовите 3 лучших фильма советского кинематографа
«Броненосец Потемкин», «Летят журавли», «Солярис».
А в Гонконге?
«Светлое будущее» (Джон Ву), «Любовное настроение» (Вонг Карвай), «Разборки в стиле Кунг-Фу» (Стивен Чоу).
Очень интересно! Я, редакция BU:K и наши читатели обязательно последуют Вашим рекомендациям! Спасибо, Элвин!
Элвин пригласил на предпремьерный показ ‘Three husbands’ одного из самых ожидаемых фильмов очень модного гонконгского режиссера – Fruit Chan. Что ж, считаю, это отличный старт для погружения в современный Гонконгский артхаус. И весьма удачный тизер для изучения классики гонконгского кинематографа!