Для чего люди смотрят фильмы ужасов? Одни считают, что такие картины позволяют отвлечься, «пощекотать» нервы, временно перенестись в вымышленный мир страха в поисках ярких эмоций. Другие находят в таких произведениях потайные символы человеческого подсознания, определенную философскую символику, отражающую актуальные проблемы общества, разгадку психологических феноменов и некоторых особенностей поведения человека в определенных ситуациях, истинную причину страха и эффективных способов борьбы с ним. В любом случае, такие фильмы всегда привлекали внимание зрителя.
Мы постарались собрать для Вас самые лучшие киноленты – интеллектуальные психологические хорроры, которые не только заставляют бояться, но и имеют важные политические, социальные, гуманистические и даже религиозные значения.
«Психо» Альфреда Хичкока, 1960 г.
«Мы все сходим с ума иногда».
С момента выхода фильма началась история современного жанра хоррор. Классические приемы съемки (крупный план, резкие переходы), легендарная мелодия, специально созданная для панического настроения от композитора Бернарда Херманна, знаменитые «скримеры», саспенс, создающий необходимое психологическое напряжение во время просмотра, наконец, та самая сцена в ванной – все это великий киношедевр от гения-кинематографиста Хичкока.
Согласно сюжету главная героиня Лейла Крейн крадет на своей работе большую сумму денег и убегает из города, чтобы начать новую жизнь. Она решает остановиться в одном мотеле, где встречает загадочного незнакомца…
Это не просто страшный хоррор с детективной составляющей, но и занимательный триллер с фрейдистским подтекстом, а также символическая отсылка к следующему фильму Хичкока «Птицы»: название города «Феникс», главная героиня по имени Крейн (что в переводе с английского означает «журавль»). Кстати, с точки зрения психоанализа птицы означают агрессивную мать, стремящуюся контролировать поведение своих детей (взаимоотношения героев только подтверждают эту теорию). Такие фильмы никогда не выйдут из моды.
«Ребенок Розмари» Романа Полански, 1968 г.
“Is God dead?”
Супруги Розмари и Гай Вудхаус переезжают в просторную квартиру, расположенную в одном из лучших районов Нью-Йорка. В планах рождение первенца, они испытывают радость от того, что живут в таком красивом и уютном доме. Единственное, что тревожит Розмари – подозрительные соседи: пожилая пара Минни и Роман, которые явно пытаются сблизиться с ней и ее мужем. После совместного времяпрепровождения с соседями в жизни молодой девушки начинают происходить очень страшные вещи…
Можно сказать, что данный фильм стал настоящей классикой жанра психологических хорроров. Картину отличает сатирический сюжет, высмеивающий власть и религию, а также великолепная интрига: во время просмотра сложно понять на самом ли деле вокруг главной героини сплошные поклонники культа сатаны и одержимые бесовщиной жители странного дома (фильм входит в знаменитую «квартирную трилогию» Полански, куда включены другие его мистические проекты «Отвращение» и «Жилец»), или же это всего лишь бред и галлюцинация сходящей с ума девушки. Ответ зритель получит в конце повествования этой жуткой истории. Примечательно, что многие современные фильмы ужасов так или иначе повторяют сюжет «Ребенка Розмари», к примеру, режиссер Даррен Аронофски признавался, что во время создания его успешной работы «Черный лебедь», он вдохновлялся именно этой легендарной лентой.
«Сияние» Стенли Кубрика, 1980 г.
“All work and no play makes Jack a dull boy”
Знаменитая лента талантливого американского режиссера до сих пор является эталонной среди других картин, снятых в рассматриваемом жанре, регулярно входит в рейтинги лучших хорроров, является фильмом, установившим новые уникальные визуальные эффекты и необычные методы съемки, которые стремились повторить другие создатели кино. Чего стоит только сцена с «кровавым потопом» в коридоре отеля из кошмарных снов героя Денни Торренса. Режиссер, известный благодаря своему перфекционизму, тщательно подходил к реализации сложного сценария, много раз переснимал кадры для достижения необходимого «устрашающего» эффекта, буквально доводил актеров до безумия, заставляя их снова и снова входить в образы и тщательно следил за всеми этапами производства ленты.
Главный герой истории писатель Джек Торренс устраивается на работу смотрителем в Отель “Overlook”. Он отправляется в гостиницу со своей женой и сыном, планируя находится там на протяжении пяти месяцев (в зимний период). Для него это отличная возможность еще и написать свой роман. Стоит отметить, что Джека не пугает история предыдущего работника, который убил в гостинице свою жену и детей, а затем покончил жизнь самоубийством. Торренс едет на свое новое место работы и даже не представляет, с каким кошмаром предстоит столкнуться ему и его семье.
Удивительно, что автору одноименного романа Стивену Кингу экранизация Кубрика не понравилась (во время создания ленты между писателем и режиссером возникли творческие разногласия), однако, как критики, так и зрители отмечают, что это лучшая киноадаптация из всех существующих литературных произведений Кинга.
«Шоссе в никуда» Дэвида Линча, 1996 г.
«Прошлой ночью мне снилось, что ты где-то в доме, зовешь меня. Тебя не найти. А потом ты лежала в постели, но это была не ты…»
Фильм-загадка, сбивающая с толку и вызывающая чувство настоящего замешательства, шока и огромного количества вопросов, возникающих у зрителя после просмотра.
Мистическая лента от самого загадочного режиссера современности – автора “Tween peaks” Дэвида Линча, является запутанной головоломкой, состоящей из сложных сценарных линий, герои которых сами пытаются разобраться во всей этой темной и непонятной истории. Критики окрестили киноработу «нуаровым хоррором XXI века». Можно сказать, что если у картины и были негативные отзывы, то только по той причине, что для многих сюжет оказался слишком непонятным.
Фильм имеет нелинейное повествование. Все начинается с описания жизни одной супружеской пары, которая явно испытывает кризис взаимоотношений. Кажется, что сама атмосфера в доме, мрачный интерьер, странные события, происходящие с нервными супругами (однажды главный герой находит у дома видеокассету, где на пленке демонстрируются он и его спящая жена), только усиливают напряженность в их и без того непростом союзе. Затем его жена погибает (непонятно, каким образом это происходит), а он попадает в тюрьму за ее убийство. Однажды охранники во время стандартного обхода замечают, что в камере, где содержится преступник, находится другой человек, который сам не понимает, как очутился в таком месте…
Существует много версий объяснения сюжета. С момента появления фильма и до сих пор поклонники творчества именитого режиссера пытаются разгадать смысл, а также правильно расставить временные промежутки происходящих событий.
«Шестое чувство» М. Найт Шьямалана, 1999 г.
«Иногда дар – это проклятие».
Культовый фильм индийского мастера мистики установил новые модные каноны создания хорроров. Отныне, после его выхода, фильмы ужасов обрели новую форму, где страх чувствуется острее: несмотря на кажущееся отсутствие кровавых и жутких сцен (до этого характерных для фильмов, снятых в данном жанре), возникает интересный психологический парадокс: зритель включает фантазию, по-своему трактует значение важных сцен и за счет такого эффекта необходимые беспокойство и тревожность сопровождают его на протяжении всего фильма, не давая возможности отвлечься или оторваться от картины. Шьямалан совершил настоящий прорыв в киноиндустрии, его лента собрала огромную кассу и получила всеобщее признание.
Главная уникальность картины – блестящая сюжетная линия с шокирующим финалом.
Детский психолог Малькольм Кроу испытывает вину за то, что один из его пациентов, не справившись со своим душевным недугом, совершает суицид. Спустя некоторое время, Кроу начинает лечить девятилетнего Коула – скрытного и странного мальчика, испытывающего трудности с социальной адаптацией и терпящий унижения со стороны своих сверстников. Он признается психологу в том, что видит умерших людей, из-за чего ему очень страшно, он испытывает настоящий шок из-за своего необычного дара. Малькольму сначала кажется, что видения – это плод больного воображения Коула, однако позже он понимает, что все это чистая правда. Тогда он решает помочь своему пациенту в надежде, что сможет избавиться от старой душевной травмы, наладить отношения со своей супругой и просто вернуться к нормальной жизни…
Картина рассказывает о том, как важно не бояться смотреть страху в глаза, не отчаиваться, помнить о близких людях, которые всегда готовы прийти на помощь и, конечно, это настоящая драма об искуплении, умении прощать, о том, насколько беспощадно и деструктивно по отношению к человеку чувство вины.
«Другие» Алехандро Аменабара, 2001 г.
“Are you sitting comfortably? Then I’ll begin.”
Нормандские острова, 1945 г. Конец страшной войны. Большой английский особняк, в котором проживает семья Стюартов: женщина по имени Грейс, ее дети: Энн и Николас, страдающие редким и странным заболеванием «ксеродерма» (повышенная чувствительность кожи к солнечному свету). Отец семейства Чарльз исчез на полях сражений во Франции, вот уже два года, как о нем перестали приходить какие-либо известия. С каждым днем жизнь Грейс становится все хуже и хуже: чтобы защитить детей, ей приходится буквально жить во мраке, закрывать окна шторами, двери держать закрытыми, следить за порядком, находить общий язык с новыми слугами, которые ведут себя крайне странно. Она даже не может выйти за пределы своего двора: дом окутывает густой туман, который не исчезает. Страх становится постоянным спутником несчастной семьи и усиливается, когда главная героиня понимает, что в особняке помимо ее детей и слуг живут страшные привидения…
Эта готическая картина ужасов, в которой режиссер попытался показать потусторонний мир глазами призраков и представить ситуацию, когда не люди боятся духов, а наоборот.
Беспокойные фантомы, которые даже сами не знают, что больше не живут, испытывают ужас от неведения и сторонятся живых, они не хотят пугать их, а просто боятся и сами пытаются понять, что с ними произошло. Такой интересный сюжетный подход был использован в кино и до Аменабара («Шестое чувство»), но он переосмыслил и усовершенствовал мистические ужасы, проявив креатив в съемке и используя интересные художественные приемы.
«Лабиринт Фавна» Гильермо Дель Торо, 2006 г.
«Не нужно видеть, чтобы верить, но нудно верить, чтобы видеть».
В свое время этот фильм произвел настоящий фурор и стал одним из самых лучших и успешных в карьере знаменитого мексиканского режиссера. Эта страшная, фэнтезийная, политическая сказка была создана по рисункам художника Карлоса Хименеса и отличается великолепной художественной постановкой (особое внимание уделялось созданию красивых декорации, чтобы построить неповторимый, готический мир фавна).
Дель Торо вдохновлялся картинами Франсиско Гойи.
Во время военных сражений повстанцев с фашистами в испанской Наварре, в 1944-м году, беременная Кармен – жена сурового капитана армии, являющегося ярым сторонником режима Франко, приезжает к нему в военный лагерь. Вместе с ней прибывает ее 10-летняя дочь Офелия. Однажды прогуливаясь по окрестностям дома, девочка находит подземный лабиринт, где встречает сказочного Фавна, заманивающего ее в одну опасную игру, в результате которой она должна возглавить некое волшебное королевство, но перед этим ей нужно выполнить три важных задания…
Особая художественная ценность картины заключается в ее оригинальной смысловой нагрузке: история неслучайно разворачивается на фоне гражданской войны в Испании, во время диктаторского режима Франко, когда страна претерпевала культурный кризис и находилась в страшных условиях процветания тоталитарного режима. Трагедия социума тесно переплетается с фантастической основой сюжета, благодаря чему фильм обретает важное и актуальное значение. Примечательно, что вопрос о вымышленности мира Офелии до сих пор остается открытым. Сам режиссер хитро подметил, что право разгадать эту загадку он предоставляет самому зрителю.
«Антихрист» Ларса фон Триера, 2009 г.
«Мир создал дьявол, а не бог».
Очередной скандальный шедевр от датского мастера провокаций в кино, который признался, что это его лучшая работа.
«Ода женоненавистничеству», «гротескный шедевр», «бесполезная красота», каким образом только не называли этот фильм в прессе. Газета “Politiken” дала точную характеристику киноленте: «Очень серьезное, очень личностное произведение искусства о таких вещах, как страдания, смерть, секс и бессмысленность всего сущего».
Сюжет, состоящий из пролога, эпилога и трех ключевых глав: «Скорбь», «Боль (хаос правит)», «Отчаяние», «Трое нищих» рассказывает о судьбе супружеской пары, которая не может смириться со смертью своего малолетнего сына, умершего в результате несчастного случая (мальчик выпал из окна в то время, пока его родители занимались любовью, именно эта важная сцена является ключевой и будет фигурировать как в начале, так и в конце киноленты). Горюющие супруги для того, чтобы оправиться от шока (муж главной героини работает психологом) приезжают в свой загородный домик, расположенный в лесу. Позже мужчине приходится заново узнавать свою жену и даже открывать в ней новые темные стороны…
Картина демонстрирует натуралистичные сцены насилия, изобилует жестокостью и агрессией, содержит очень страшные и неприятные сцены. Кино настолько жуткое и неприятное, что во время его показа на Каннском кинофестивале, многим зрителям становилось плохо, в некоторых странах лента вышла ограниченным прокатом и столкнулась с недовольством зрителей, не оценивших стараний Триера. Однако, несмотря на свою эпатажность, фильм достоин внимания из-за интересной подачи материала, блестящего сюжета, феноменальной развязки, глубинного психоанализа и талантливого актерского перевоплощения главной музы режиссера Шарлотты Генсбур.
«Мама!» Даррена Аронофски, 2017 г.
«Увидеть – значит поверить».
При упоминании этого фильма все вспоминают Венецианский кинофестиваль, где была представлена данная лента. После просмотра одна часть аудитории освистывала фильм, другая аплодировала стоя.
Пожалуй, эта картина либо разочарует Вас, либо вызовет настоящий восторг (как правило, фильмы Аронофски вызывают именно эти две резко противоположные реакции). В любом случае, практически все критики сходятся в одном мнении, что фильм из-за своей странности, а также особой структуры повествования, производит по-настоящему жуткое впечатление.
Он – знаменитый поэт, творческая личность в поисках вдохновения для своего нового произведения. Она – его главная муза, спутница и хранительница домашнего очага. Однажды к ним приходит незнакомец, который из-за своей болезни вызывает чувство сострадания у хозяина и остается жить в доме. Потом приходит его бесцеремонная и наглая жена, затем их дети… С приходом незваных гостей, уровень жестокости возрастает, хозяйка желает их выгнать, но ее попытки не увенчались успехом. Постепенно в доме появляются и другие странные персонажи, атмосфера накаляется, агрессия зашкаливает, зарождается зло, разрушающее райскую идиллию и приносящее адские муки…
Этот фильм похож на страшный кошмарный сон, из которого невозможно выбраться. Потрясающий, наполненный ужасами миф, имеющий безусловную религиозную основу и, одновременно, перенесенный в бытовые условия реального мира.
Лента подобна клубку ниток, который необходимо распутать, и только поняв ее истинное значение и смысл, можно убедиться в настоящей гениальности автора. Это новый, абсолютно недооцененный современный мистический хоррор, который однозначно не оставит вас равнодушным и заставит испытать если не страх, то уж точно психологический дискомфорт и возникающее во время просмотра удушье от нехватки кислорода.
«Тихое место» Джона Красински, 2018 г.
«Если они услышат, они нападут».
Новый фильм Джона Красински смело можно отнести к одним из самых захватывающих, необычных фильмов ужасов, снятых за последнее время.
Для тех, кто любит смотреть не просто страшное, но и философское кино, эта работа – настоящая находка (учитывая факт того, в наше время, к сожалению, достойных, качественных, действительно пугающих фильмов ужасов практически не снимают). Кроме того, это кино очень иронично показывает современный мир: международная политическая конфронтация, терроризм, неосторожные высказывания известных политиков, военные конфликты, экономический кризис настолько изменил общество, что кинематографисты будто специально придумали гротескную альтернативу слишком шумному, беспокойному, хаотичному и безумному миру.
Картина переносит зрителя в 2020 год. По сюжету современное человечество пережило масштабное истребление из-за слепых, но гиперчувствительных на слух чудовищ, которые реагируют на любой громкий звук и сразу же убивают всех тех, кто находится у источника шума. События разворачиваются вокруг одной уцелевшей семьи, которая старается вести очень тихий образ жизни. Отец семейства занимается тем, что добывает пищу и пытается максимально изолировать жилище от звука, дети стараются не шуметь, а мать семейства беременна и испытывает настоящую тревогу – вот-вот должен родиться ее ребенок…
«Тихое место» — это необыкновенная работа. Потрясающая игра, но, самое главное, это молчание и то, как оно заставляет глаза камер раскрыться так широко, что хватило бы на насколько фильмов», – говорит о фильме известный писатель Стивен Кинг.
Надеемся, что Вы по достоинству оцените данные фильмы и даже получите удовольствие от просмотра!
Фото: kinopoisk.ru