«Эротическое потрясение – путь выявления красоты в мире»
Николай Бердяев
Откровенное, красивое, завораживающее, загадочное, притягательное – все эти эпитеты легко применимы к жанру эротики в кино. Как справедливо отмечал русский философ Николай Бердяев: «В половой энергии скрыт источник творческого экстаза и гениального прозрения. Все подлинно и гениальное – эротично».
Эротическое кино – это не о поверхностном восприятии секса и пошлости, это очень сложное культурное явление, требующее участия, некой вовлеченности, понимания и сопереживания. Что Вы чувствуете, когда смотрите на обнаженных героинь из полотен Рубенса, о чем Вы думаете, когда изучаете картины Густава Курбе? Эти произведения искусства вызывают у Вас чувства отвращения, смущения или восхищения? Быть может, Вы вспоминаете о своей первой любви, о нежных прикосновениях, о том неповторимом, ни с чем не сравнимом, захватывающем вас чувстве эйфории? Вы Лестер Бернем из «Красоты по-американски», купающийся в лепестках роз и испытывающий возрождение души и плоти от предвкушения встречи с прекрасной девушкой, или Джон Престон из «Эквилибриума», у которого невольно пробуждается вкус к жизни от прослушивания классической музыки и возникает настоящее вожделение к женщине, которую ему предстоит убить? Это эмоциональное захватывающее кино, позволяющее открыть в себе чувственность и сексуальность, заглянуть в самые потаенные места человеческой души, наконец, открыть себя заново, даже научиться проявлять эмпатию и стать уверенней в себе. Мы собрали для Вас десять лучших картин, снятых в данном жанре, и рассказываем о том, почему эти фильмы обязательны к просмотру.
«Последнее танго в Париже», 1972 г.
Один из лучших проектов Бернардо Бертолуччи с участием знаменитых актеров Марлона Брандо и Марией Шрайвер не только является «эталонным» эротическим фильмом, но и стал признанной классикой мирового кино. Вокруг создания ленты было много скандалов, связанных с процессом съемок откровенных сцен, творческими разногласиями, сильным психологическим стрессом актеров (сам режиссер даже не предупреждал их о некоторых сюжетных поворотах, чтобы реакция была более естественной и реалистичной).
Главный герой по имени Пол не может оправиться после самоубийства жены. Однажды, прогуливаясь, он встречает молодую девушку Жанну, которая снимает квартиру по соседству с ним. Интерес друг к другу, тяготившее их одиночество, непреодолимое сексуальное влечение рождает яркую эротическую связь между ведущими персонажами этой странной истории. Пол не желает представляться и рассказывать о себе, сильно подавляет девушку, ведет себя крайне грубо и агрессивно. В свою очередь, испытывающая сильное влечение к партнеру из-за его загадочности, Жанна принимает его правила, тоже не открывается ему, однако, по законам жанра, в какой-то момент она больше не желает находиться в таких губительных для себя отношениях и решает покинуть своего неизвестного и жестокого спутника. Пол не может смириться с ее уходом и решает измениться ради своей возлюбленной, открывшись ей…
Это кино о губительных и, одновременно, важных свойствах страсти, об опасных, неизвестных и притягательных образах, в которые влюбляются герои. Они готовы играть друг с другом до тех пор, пока не обнажат собственные души, их горькая правда, несмотря на свою необходимость, безжалостно сталкивает их с суровой действительностью и мрачным бытом, разрушая те прекрасные иллюзии, в которых они так любили находиться. Но если после пьянящего физиологического притяжения остается духовная связь, тогда отношения обретают новый возвышенный смысл, который, даже несмотря на свою трагичность, так необходим для двух любящих сердец.
«Империя чувств», 1976 г.
Настоящая сенсация Каннского кинофестиваля, по мнению многих критиков, «самый лучший эротический фильм», знаменитая лента японского режиссера Нагисы Осима, содержащая натуралистичные эротические сцены, получившая ограниченный прокат и, даже, запрет к показу во многих странах. По сюжету картины зажиточный японец Китидзо Исида принимает на службу к себе в особняк новую служанку по имени Сада Абэ. Хозяин дома, переживающий душевную хандру и апатию, преображается после встречи с загадочной и прекрасной девушкой, озаряющей его скучную и бессмысленную жизнь. Между главными героями разгорается нешуточный роман, вместе они открывают в себе новые скрытые сексуальные желания и смело воплощают их в жизнь, не боясь осуждения окружающих и напрочь забыв о всяких добродетелях. Напротив, чем больше запретов и нравственных барьеров находится на пути к их сложным взаимоотношениям, тем ярче, интереснее и разнообразнее представлена для них плотская страсть, соединяющая их разгоряченные тела и души. Исида и Сада отныне не боятся опасных сексуальных экспериментов, не видят преград и готовы разрушить самих себя ради восхитительного наслаждения, в омут которого они попадают раз за разом. Насколько далеко они могут зайти в своих увлечениях? Может ли что-либо остановить двух пылающих от желания людей? Шокирующий финал киноленты, подобно кульминации полового акта, доказывает неразрывную связь между двумя главными биологическими инстинктами человека: саморазрушением и желанием размножаться.
«Основной инстинкт», 1992 г.
Знаменитый триллер Пола Верховена стал настоящим феноменом, новым видением классического «нуара» и современного детектива, умело представленного в жанре эротики. Фильм полюбился многим зрителям за его интересный сюжет, великолепное музыкальное сопровождение и неповторимую режиссуру Верховена. О великолепной актерской игре роскошной Шерон Стоун говорить не приходится, ее образ красивой, опасной роковой женщины Кэтрин Трамелл до сих пор будоражит умы мужчин по всему миру, а также является одним из самых удачных и любопытных художественных персонажей в истории современного кинематографа.
Помимо захватывающей детективной составляющей, фильм раскрывает психологические законы привлекательности роковой женщины, которая всегда прекрасна и желанна за счет своей загадочности. Героиня Кэтрин – собирательный образ страстной и слишком безупречной женщины, которая из-за своей недоступности всегда будет самой лучшей и сексуальной в глазах любопытного мужчины, готового погрузиться в омут опасности и даже пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы заполучить настолько идеальную даму.
«Автокатастрофа», 1996 г.
Киноадаптация одноименного романа Д. Балларда об эмоциональном кризисе человека, заставшего эпоху продвинутых технологий, в условиях которой люди испытывают сильный стресс, психологическую отчужденность и замкнутость от переизбытка информации, где любые увлечения, включая воплощение в жизнь каких-либо сексуальных фантазий, проявляются только посредством переживания травмы или серьезной аварии (в данном случае – автокатастрофы).
Главный герой Джеймс Баллард, возвращаясь на автомобиле поздним вечером после работы, попадает в серьезную аварию. Водителем другой машины и участником транспортного происшествия является доктор Хелен Ремингтон, чей муж – пассажир на соседнем сидении, погибает во время происшествия. Баллард попадает в больницу, где опять сталкивается с Хелен, у них начинает стремительно развиваться бурный роман, однако исключительно в форме сексуальных девиаций – их желание связано только с машинами и авариями. Для ключевых в этой истории персонажей автокатастрофы превращаются в настоящий фетиш: они могут заниматься сексом только в машинах, участвуют в умышленной порче авто, просматривают видеоролики, связанные с данной тематикой, угоняют чужой транспорт, приобщают своих знакомых для участия в подобных абсурдных авантюрах.
Комментируя эту странную ленту, кинокритик Джонатан Розенбаум отметил, что в фильме демонстрируется торжество влечения к смерти. Сам режиссёр Кроненберг утверждает, что картина показывает автомобиль, как продолжение тела человека, соответственно сравнивая механическое «поведение» и столкновение машин на дороге с человеческими взаимоотношениями. Кроме того, фильм интересным образом объясняет влияние новых технологий на сексуальную жизнь человека.
«Интим», 2000 г.
Еще одно культовое эротическое творение французского театрального постановщика и режиссера Патриса Шеро. Фильм завоевал международные призы на кинофестивалях, получил восторженную критику и стал «глотком свежего воздуха» для поклонников философских эмоциональных драм с завораживающим сюжетом и отличной актерской игрой талантливых актеров.
Одинокий мужчина, находясь в своей квартире, слышит стук в дверь. Он открывает ее и видит взволнованную женщину, которая явно чем-то обеспокоена. Он спрашивает ее, не договаривались ли они о встрече, она коротко отвечает: «Нет». Затем она входит к нему домой и занимается с ним сексом, после чего, быстро собирается и покидает его. Позже выясняется, что они достаточно долгое время встречаются (она приходит к нему каждую среду) и ничего не знают друг о друге. Их встречи сводятся исключительно к интимной близости и не выходят за ее рамки. Однажды после очередного «свидания» мужчина (бармен по имени Джей) решает проследить за своей загадочной партнершей и узнать побольше о ее жизни. Вторая половина фильма как раз описывает мучительный процесс познания и нового знакомства героев между собой. Благодаря виртуозно придуманному сюжету от просмотра картины невозможно оторваться, а развязка настолько сильно представлена с драматургической точки зрения, что зрителя просто переполняют эмоции от увиденного. «Интим» – ода душевной близости, которая, воздействует на людей гораздо сильнее, чем плотская страсть. С другой стороны, подобный эмоциональный союз сложно представить без физической близости, по сути, она и рождает сакральную духовную связь между главными героями.
«Эрос», 2004 г.
Киноальманах, состоящий из трех короткометражных лент, объединенных общей темой эротики и любви, созданных выдающимися режиссерами: Вонга Карвая, Стивена Содерберга, Микеланждело Антониони.
Первый фильм «Рука» (Карвай) рассказывает о сексуальной связи проститутки и портного. Он настолько сильно влюблен и вдохновлен, что шьет для нее лучшие наряды и поддерживает ее даже несмотря на ее профессию, увядающую красоту и многочисленные связи с другими мужчинами. История получила такое лаконичное название из-за способа сексуального удовлетворения – для главного героя руки женщины не просто самая прекрасная часть тела, доставляющая ему невероятное наслаждение, но и символ эстетической красоты и его теплых воспоминаний об их первой близости.
Второй фильм «Эквилибриум» (Содерберг) посвящен встрече одного американца с психологом. Мужчина рассказывает о своих порочных желаниях, проявляющихся в его снах. Каждую ночь он видит эротический сон, который постоянно прерывается громким сигналом будильника. Рассказывая об этих странных сновидениях своей жене, он испытывает чувство вины, так как объектом его желания является другая женщина. Психолог решает помочь пациенту и погружает его в сон, который можно досмотреть до конца, ведь теперь сигнал будильника не прозвучит…
Заключительный фильм «Опасная связь вещей» (Антониони), созданная по сценарию Тонино Гуэрра, повествует о супружеской измене мужчины с другой девушкой, о поисках страсти и новых ощущений, пусть таких губительных и опасных, зато таких ярких и потрясающих…
Все три истории по-разному раскрывают образ прекрасного бога любви Эроса, о мистической связи сознательного и бессознательного, о вечном противостоянии животной страсти и возвышенной привязанности, о самой прекрасной и, одновременно, губительной любви.
«Стыд», 2011 г.
Художник Стив Маккуин умеет снимать эстетически красивое, визуально захватывающее и, при этом, интересное драматическое кино, поражающее зрителя прямо в сердце и вызывающее настоящий восторг, даже несмотря на откровенность и натуралистичность сцен. Режиссер стал признанным мастером авторского кино и снискал похвалу зрителей еще до триумфа «12 лет рабства», намного уступающего его первым мощным кинолентам.
Главный герой Брендон хорош собой внешне, живет в отличной Нью-Йоркской квартире, работает в большой компании, является сексоголиком, часто меняет партнерш по сексу, берет от жизни все. Однажды к нему неожиданно приезжает его непутевая сестра Сиссилия, после чего привычный уклад жизни начинает тяготить Брендона. Ее присутствие делает его крайне уязвимым, он начинает замечать свою неудовлетворенность от секса, страдать от страшного одиночества и решает изменить свой привычный образ жизни.
Это очень откровенная история жизни героя нашего времени: одинокого мужчины, избегающего ответственности, страдающего от психологических комплексов и вечного голода: не только сексуального, но и духовного, имеющего все и, одновременно, ничего, ставшего заложником собственной свободы, обернувшейся для него настоящим кошмаром. Отдельного внимания заслуживает невероятная актерская игра Майкла Фассбендера, по мнению многих кинокритиков – это его лучшая роль в кино.
«Жизнь Адель», 2013 г.
Еще один любимец Каннского кинофестиваля – Абделатиф Кешиш, снявший трехчасовую эротическую драму по графическому роману Жюли Маро «Синий – самый теплый цвет». К слову, синего в фильме действительно очень много. Оттенки этого цвета отражены практически в каждом кадре ленты, что подчеркивает особенную художественную атмосферу светлой грусти, чистоту души, возвышенной и неординарной любви.
Главная героиня Адель – обычная школьница, мечтающая стать педагогом. Она встречается с одноклассником, который очень любит и заботится о ней, однажды они вместе занимаются сексом, но на нее это не производит особых впечатлений, Адель чувствует неудовлетворенность и, в итоге, решает, расстаться со своим парнем. Она встречает девушку и понимает, что влюблена, испытывая очень сильное влечение к своей новой подруге, между ними возникает продолжительный страстный роман. Однако их отношения сложно развиваются на фоне общественного порицания, главной героине приходится пройти через нелегкий путь познания собственных желаний, долгое взросление, непонимание близких, собственное предательство по отношению к возлюбленной.
Фильм содержит красивый визуальный ряд, крупные планы, очень откровенные и длительные по времени сцены, имеет явный социальный подтекст, призывает к терпимости и пониманию, наконец, подробно рассказывает о возникновении сексуальности, его влиянии на жизнь человека, сложную и, порой, агрессивную реакцию социума в случае, если ориентация не совпадает с общепризнанной традиционной формой отношений.
«Нимфоманка», 2013 г.
Знаменитый, скандальный, эротический манифест самого большого провокатора от кинематографа – Ларса фон Триера. Слоган фильма: «Забудь о любви». По мнению многих критиков, эта работа стала настоящей квинтэссенцией творчества Триера, его лучшим и самым значительным произведением киноискусства, мощным художественном высказыванием о торжестве инстинктов и низменности человека – его традиционных свойств, которых совсем не нужно стыдиться.
По сюжету, одинокий мужчина по имени Селигман во время прогулки находит сильно избитую женщину. Он решает на время приютить ее и позаботиться о ней. Женщина по имени Джо решает рассказать ему о всей своей жизни, о причинах ее нынешнего состояния, о многочисленных сексуальных партнерах, о нимфомании, жизненных потрясениях и той сложной истине, которую она в итоге познала… Фильм состоит из ее воспоминаний и демонстрирует всю 50-летнюю жизнь главной героини, расставляя акценты на ее сексуальном опыте и психологической зависимости. Умный собеседник героини сравнивает ее необычный опыт с произведениями искусства и по-своему трактует причины ее поведения.
Фильм оригинально высмеивает любовь, представленную в обществе как положительное и слишком переоцененное явление, как несуществующую иллюзию, нравственную ширму, за которой прячется ее истинное порочное лицо ненасытного, похотливого и голодного монстра. Все сводится к тому, что человек подменяет понятия и воображает, будто за его сексуальным влечением кроется некое прекрасное возвышенное чувство, на самом деле, он лишь обманывает себя и таким образом пытается оправдать свое вечное желание просто заниматься сексом. Философия Триера жестока, рациональна, цинична до такой степени, что зрителю становится не по себе: согласитесь, такую жестокую правду нелегко принять.
Приятного просмотра и сладкой ночи Вам, дорогие зрители и читатели BU:K!
Фото: www.kinoposik.ru