Традиционная китайская живопись представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве, резко отличаясь от западноевропейской живописи по фундаментальным принципам, тематике, изобразительным методам и средствам.
Для европейцев осмысление теории и практики китайской живописи сопряжено с немалыми и своеобразными трудностями, поскольку первичная основа в культурах Китая и Европы разная. Незнающий европеец, рассматривая образцы китайской традиционной живописи, может подумать, что они однотипны, просты и не интересны по сюжету. А за этим кроется чудный мир китайской культуры, отпугивающий тех, кто с ней мало знаком. Китайская живопись соединяет в себе эстетические качества каллиграфии и поэзии, музыки и изображения. Аллегория, символ и поэтическое образное толкование мира исстари вошли в ее плоть и кровь.
Символическое мировоззрение древних китайцев заложило основу сути традиционного искусства. Вся китайская мифология связана с борьбой человека против стихий, с наивным и образным толкованием явлений природы, образы которой служили для передачи собственных чувств и мыслей в искусстве. Китайские живописцы, часто бывшие одновременно учеными, поэтами, религиозными подвижниками, направляли свое искусство на соединение символических и натуралистических начал художественного образа. Объекты изображения, будучи реалистично точно исполнены, располагались в плоскости картины соответственно символическому смыслу, а не визуально воспринимаемому реальному пространству. «Китайская картина – это не копия какого бы то ни было предмета материального или идеального мира, а пространство «совместного рождения» (бин шэн) всего сущего – пространство активное, энергетически заряженное и символически деятельное по своей природе».
Исторический опыт европейцев в научно-естественном познании побудил их в поиске целостного мироотражения в науке и искусстве полагаться преимущественно на объективный вид вещей и соотносить упорядоченность с геометрической организацией, тогда как рефлексия китайцев заставила их искать ощущение единства в идеях соотнесенности вещей и их взаимной дополнительности.
В европейском искусстве во времена Античности и позднее в эпоху Ренессанса (XIV-XVI вв.) синтезировались представления о гармонической природе мироздания и вера в неограниченные возможности человека, его воли и разума, в результате чего в развитии живописи установилась тенденция к реализму (отлат. realis — действитель ный, вещественный) – воспроизведению действительности в естественном правдоподобии. История реализма в Европе показывает колебания в творчестве художников от романтической одухотворенности до натурализма.
«Китайских художников интересовало не соответствие картины тем или иным объективным прототипам, а ее верность внутренней правде жизни, глубочайшим истокам человеческого опыта». Китайский художник никогда не рисовал свои картины с натуры и никогда не делал этюдов, как это принято в европейской живо писи. Прежде чем писать свои картины, он, подобно естествоиспытателю, с бесконечной тщательностью изучал природу во всех мельчайших ее проявлениях. Он наблюдал за жизнью гор и водных потоков, лесов и долин, всего живого в природе. Он прекрасно знал структуру каждого листа, движение медлительных гусениц, пожирающих спелые плоды, он знал мягкую по ступь крадущегося тигра и настороженный поворот головы молодого оленя, прислушивающегося к шорохам леса. Он сам хорошо это знал и стремился легко и убедительно изобразить. Впечатление, которое остается от многих китайских произведений, таково, будто художник только что осязал шелковистые перья изображенной им маленькой птички или подсмотрел танец бабочек над душистым цветком. Рисунок китайского художника – результат его наблюдений, знаний, представлений и раз мышлений – это обобщение наблюдений по зрительной памяти.
Европейский художник наблюдал за природой с карандашом в руках, фиксируя свои непосредственные впечатления, отражая объективные и субъективные состояния в момент творчества, стремясь направить свое мастерство на точное воспроизведение. Картина европейского живописца создавалась по принципу отражения реального мира, как вид через окно в параметрах формата картинной плоскости.
Существенное различие между традиционной китайской и европейской классической живописью заключается в жанровой классификации. В теории изобразительного искусства понятие «жанр» (франц. genre- род, вид) относится к определенной области живописи, ограниченной кругом общих тем и предметов изображения. В Европе жанровая классификация стала складываться на почве станкового искусства начиная с XV-XVI вв., это – портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, быто вой, батальный, анималистический жанры. В китайской традиционной живописи жанр объединяет произведения не столько по предметному наполнению, сколько по смысловому содержанию. Так жанр «люди» («жэн-у») включает произведения, в которых художники запечатлевали конкретные исторические события или делали реконструкции сюжетов древних героических легенд. Ж а н р «люди и предметы» («шэй-су жэн-у хуа»), как правило, был связан с изображением жизни императорского двора, его церемониями, великосветскими занятиями; не редкими были и картины с изображениями городской жизни. Портретный жанр разделялся на «мужской» и «женский» («шэй-ню хуа»). Мужской портрет – реалистический, героический, философский; по преимуществу это были портреты мужчин – членов императорской фамилии, заслуженных сановников и военачальников, важных чужеземных послов, мудрецов. Женский портрет-эстетизированный, романтический; он создавался как выражение преклонения перед женской красотой и изяществом.
Европейские художники с конца XIX в. обратились к бесконечному экспериментированию в формах и принципах творчества. Китайские же художники после династии Сун придерживались законов традиционной живописи, старинного стиля композиции. Однако с начала XX в. на китайское искусство стало оказывать сильное влияние творчество западноевропейских художников, что привело к его сильной трансформации.
ИСТОЧНИКИ
О. Л. Некрасова-Каратеева, АНАЛИЗ ОСНОВ КИТАЙСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ