Как там в знаменитой шутке про Ивана Грозного? Убил сына, разрушил дом, срубил к чертям все деревья! В этом фильме так же: мужчина делает все, как велено в поговорке, только с точностью до наоборот. Злая ирония заключается и в том, что обычно в фильмах Ларса фон Триера главный персонаж женщина, именно она является проводником зрителя в адский мир безумия и ненависти («Танцующая в темноте», «Догвиль», «Меланхолия», «Нимфоманка»), а в этом фильме в центре повествования стоит мужчина, сам являющийся воплощением ада.
Сюжет фильма не обсуждали только ленивые. Картина описывает трудовые будни маньяка. Я долго не решалась посмотреть, хотя всегда любила Триера за его юмор, откровенность и честность. Думала, что будет одна провокация или пропаганда, но меня поразили положительные отзывы даже самых честных критиков и (о, ужас!) профессиональных психологов!
Господа, в фильме прослеживается важная, но отнюдь не самая главная идея, – насилие и искусство являются тождественными явлениями и данное утверждение красной нитью проходит через весь его фильм. Триер предлагает зрителю погрузиться в лабиринт подсознательного его героя, помочь ему разобраться в причинах его необычного поведения, сопровождать Джека в его воспоминаниях, слушать его откровения, попытаться не оправдывать его, а скорее просто выслушать и молча дойти с ним до конца его рассказа, подобно посетителю исторического музея архитектурного искусства, дошедшего до последнего экспоната.
Что является ключевым? Триер подтверждает теорию о том, что искусство – исключительно свободная территория, где можно творить все, что угодно. Я с этим согласна, также как и с тем, что данный институт нельзя регулировать извне. Как можно навязывать нормы, ограничения и цензуры со стороны государства по отношению к живописи, театру или кино? Люди же такие, капризные, упертые и своенравные, они все равно будут смотреть и обсуждать подобное искусство. По Триеру, насилие и искусство одно и то же. Яркий пример – Адольф Гитлер (о котором в этом фильме есть отсылка), по своей первой профессии являющийся (о, снова ужас!) художником… Не знаю, я озадачена, воспринимал ли он холокост, как произведение искусства, но многие историки связывают его чудовищную деятельность именно с его ранимой творческой натурой и склонностью к трагическому романтизму, который, кстати, зародился именно в Германии. (Примечательно, что Триер имеет немецкое происхождение). То, что одна из главных ролей в фильме досталась блестящему актеру Бруно Ганцу тоже не случайно. Весь мир до сих пор не может простить Триеру его сочувственные высказывания о Гитлере на ставшей уже легендарной пресс-конференции, отгремевшей накануне премьеры его фильма «Меланхолия» на Каннском кинофестивале 2011. Думаю, Вы догадываетесь, какая именно роль в фильме «Бункер» прославила Бруно Ганца на весь мир… Автор «Джека» еще больше пытается вывести из себя оскорбленного зрителя, уверенно демонстрируя в фильме отрывки из своей мрачной «Меланхолии». Как и в предыдущей «Нимфоманке» (кадры из которого тоже приведены в фильме) эксцентричный Триер делает главным героем великолепного собеседника, который одновременно является его внутренним голосом противоречия, голосом совести, голосом здравомыслия и морали. В его откровенной «Нимфоманке» такая роль досталась актеру Стеллану Сгарсгарду, а здесь роль спутника Джека исполняет Ганц.
Один из психологов утверждает, что фильм демонстрирует насилие, которое пытается оправдать главный герой, а его агрессию, в принципе, можно увидеть по телевизору, только, согласитесь, в таком виде мы воспринимаем агрессию совсем по-другому, правда?
Я соглашусь с этой точкой зрения. Агрессия, к сожалению, является чертой, привязанной к человеку на генетическом уровне. И всё тут! Но как воспринимать, допустим, агрессию, которую применяет государство? Вспомнить историю с концлагерями, где все знали, что там происходит, но жители, которых это не коснулось, никак не реагировали и просто продолжали жить как обычно. Может, не стоит тогда упрекать фильм в избытке жестокости? То же самое можно увидеть и на телевидении, и в реальной жизни.
В фильме множество оригинальных художественных приемов, интересных отсылок (хроники из документальных фильмов о войне, предыдущих фильмов Триера, интересных передач об орнитологии и охоте), фирменного черного юмора Триера. Поэтому в целом это неплохое произведение киноискусства. Другое дело, как относятся к такому фильму зрители? На премьере фильма в Каннах, половина зрителей убегала из зала на протяжении первых двадцати минут фильма.
Критики окрестили картину Триера очередной чудовищной провокацией и просто отказывались адекватно воспринимать его труд всерьез именно из-за натуралистичности и бессмысленной жестокости, показанной на экране. Однако мне не ясна подобная реакция. Мы же смотрим документальные фильмы о Второй мировой войне, нюрнбергском процессе, тяжелом ближневосточном кризисе, тогда почему мы не можем посмотреть мрачную комедию Триера? Почему художественное насилие мы воспринимаем хуже, чем документальное?
Интересное видение феномена насилия в различных ипостасях представляет Квентин Тарантино: «У меня разное отношение к насилию в реальной жизни и в кино. Насилие в кино вызывает сильные чувства, а в жизни – только ужас и отвращение».
С ним сложно не согласиться, демонстрацию агрессии в кино можно сравнить с отражением любого предмета в кривом зеркале, оно выглядит иначе, чем в действительности. Этот удивительный парадокс также приводится в заключительном творении Триера. Можно не сомневаться в том, что это действительно его последний полнометражный фильм (режиссер неоднократно говорил об этом журналистам). «Дом, который построил Джек» можно сравнить с последним забитым гвоздем в крышке гроба. Триер поставил жирную и убедительную точку в своих ярких, злых, мрачных кинооткровениях, не оставляя никакой надежды на светлый луч в конце тоннеля. Он лишь подтвердил, что является пессимистичным мизантропом и не намерен менять своих взглядов в угоду другим. Его картины могут вызывать неприязнь и шок, но они однозначно не вызовут у нас равнодушие.
ИСТОЧНИКИ:
«Художник Адольф Гитлер: непризнанный гений или посредственность?» / https://bigpicture.ru/?p=855466
http://www.samoocenka-cheloveka.ru/vysokaya-samoocenka-genii/adolf-gitler.html
«Немецкий романтизм»/https://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкий_романтизм
Канн–2011. Ларс фон Триер: «Мы, нацисты, делаем все с размахом» /https://www.kinopoisk.ru/news/1587493/
Александр Пятницкий /https://www.instagram.com/p/BrJpuIjg5gK/?utm_source=ig_web_copy_link
«Каннская премьера кровавого фильма Ларса фон Триера: все факты прямо сейчас»/
https://daily.afisha.ru/cinema/8973-kannskaya-premera-krovavogo-filma-larsa-fon-triera-vse-fakty-pryamo-seychas/
«Спасибо за тошноту»: датчане о новом фильме фон Триера /https://rg.ru/2018/05/21/kak-v-danii-otreagirovali-na-novyj-film-larsa-fon-triera.html
«Правила жизни Квентина Тарантино» / https://esquire.ru/rules/204-quentin-tarantino/