Life can be so sweet
On the sunny side of the street
Louis Armstrong
Жизнь может быть веселой
На солнечной стороне улицы
Луи Армстронг
20-е годы ХХ века прошли в безумном ритме джаза. Главным солистом в оркестре были США, для которых эта эпоха стала символом процветания. Это время маленького карнавала. Он начался с 1918 года, когда закончилась Первая мировая война, и длился по 1929 год, то есть до наступления периода Великой депрессии. Динамичные танцы, быстрота мелодий – все это не выходит за рамки колеи исторических событий. Это объясняется несколькими причинами.
США во время Первой мировой войны пострадали не так сильно, как остальные страны-участники. Америка находилась далеко от места военных действий. Ее города не подверглись разрушениям. Именно поэтому период восстановления прошел в ней быстрее, чем в других странах. По показателям динамики экономического роста США опережало всех остальных. И хотя движение было не всегда ровным, но с каждым годом его темп ускорялся. Страна кружилась в импровизированном танце «просперити». Она имела деньги, с удовольствием раздавала их союзникам и с куда большим удовольствием принимала их назад. Но уже с процентами.
Еще одной сферой, в которой отразилась любовь эпохи к движению, стала мода. Раньше женщины носили корсеты. Они были базовой вещью в женском гардеробе со времен королевы Виктории. Корсеты старались затянуть как можно туже. Так талия выглядела тонкой. К низу крепился кринолин. Это особая конструкция, которая состояла из связанных между собой обручей – они держали форму. Когда сверху на кринолин надевали юбку, она выглядела очень пышной. В таком виде было трудно передвигаться, что уж говорить о танцах в ритме джаза!
Именно поэтому…
….в 20-е годы в моду вошел новый силуэт в стиле ар-деко. Женщины носили свободные платья, сделанные из шелка и крепдешина. Они плавно струились, могли заканчиваться воланами. Кроме платьев, популярность имели плиссированные юбки. И у тех и у других линия талии была заниженная, что делало силуэт расслабленным и слегка вытянутым.
Интересный факт: «В переводе с французского ар-деко означает «декоративное искусство». Впервые термин употребили на парижской «Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств» в 1925 году. Затем этим словом стали называть течение в архитектуре, живописи и моде. Для него характерны строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы».
Можно представить, какое возмущение у таких блюстителей старых порядков вызвало появление подростков-флэппер. Это слово происходит от английского flap — «хлопать крыльями» и относится к юным девушкам, которые, как маленькие пташки, хотят упорхнуть из гнезда, хлопая еще не оперившимися до конца крыльями. Они появились в начале 20-х годов. Флэпперы вели «мужской» образ жизни: они проводили время в джазовых клубах, занимались спортом, водили автомобили, пили и курили на людях. При этом они отстригали длинные волосы, укладывая их волной, и порой носили костюмы в мужском стиле. Это был типичный образ главной героини из романа Виктора Маргерита «Холостячка», который вышел в 1922 году.
«В Виммербю было около трех с половиной тысяч жителей, я первая в городе коротко постриглась. Бывало, люди на улице подходили, просили меня снять шляпу, показать стриженую голову. Примерно в то же время французский писатель Виктор Маргерит издал свою «La Garçonne» («Холостячку»), скандальный роман, получивший мировую известность. Думаю, девушки всего мира пытались походить на Ля Гарсон – я, по крайней мере, пыталась». – Воспоминания писательницы Астрид Линдгрен.
Флэпперы вдохновлялись андрогинными образами Коко Шанель и пижамными брюками Жанны Ланвен. Они хотели стать равными с мужчинами. Не только в делах, но и в одежде. Мужской гардероб, к слову, также претерпел изменения. Строгие костюмы и галантные фраки не подходили под ритм джазовой эпохи. Молодые люди больше занимались спортом. Им нужна была одежда, не сковывающая движения. В моду вошли широкие брюки для гольфа с укороченными штанинами. Под них надевали разноцветные гольфы.
20-е годы тоже были разноцветными. Свет заполнил их до краев. Яркий, он бросался в глаза, отражался от наполированных саксофонов и солнечным бликом бросался в толпу. Та ликовала и продолжала танцевать под мотивы вездесущего джаза.
Источники:
Термин ар-деко из dic.academic.ru
Татьяна Зеленская «История стран Западной Европы и Америки в новейшее время»
Йенс Андерсен «Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь»
Ф.Скотт Фицджеральд «Отзвуки века джаза»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Флэппер
Фото: http://mote-historie.tumblr.com/