Фильм режиссера Селин Сьямма «Потрет девушки в огне» окрестили дерзким феминистическим опусом. Однако работа талантливой француженки не просто очередное модное творение об однополой любви и уж тем более отнюдь не мужененавистническое кино. Авторы нарочно избегают подобных параллелей, обогащая ленту мифологическими отсылками, философскими рассуждениями об истинном положении женщин в обществе, а также о том, что яркое мимолетное воспоминание гораздо лучше иллюзорных надежд на удачное сожительство влюбленных в долгосрочной перспективе.
Кино в пух и прах разрушает нелепые стереотипы о глупых девичьих грезах, формулах их предназначения, пошлой «вторичности» и, о, ужас, биологической неполноценности прекрасного пола. Увы, но после просмотра «Портрета» все предыдущие кинокартины кажутся типичными и тривиальными.
Однажды Андрей Тарковский в ответ на упреки журналистки о его ограниченном восприятии психологии героинь сказал, что одинокая женщина – это ненормально.
«Мне трудно представить себе внутренний мир женщины, но мне кажется, что он должен быть связан с миром мужчины». Проблема многих кинематографистов, философов, писателей и сценаристов (мужского происхождения, разумеется) прошлых лет заключалась именно в подобном наивном представлении о поверхностной сущности женского образа.
Как же можно опровергать материнские инстинкты, рассказывать про какую-то независимость, свободу выбора и про то, что в конце XVIII века были еще одаренные художницы? Сьямма своим произведением вводит в ступор ярых патриархальных консерваторов и спокойно констатирует, что ее барышни не желают выходить замуж, заниматься домашними хлопотами, иметь детей, следовать за отцами, уважать традиции, зная свое место и при этом остаются достойными людьми.
По сюжету художница Марианна пребывает на остров, где ей по заказу знатной дамы предстоит нарисовать портрет молодой аристократки. Мать предупреждает гостью о том, что ее дочь Элоиз имеет неукротимый нрав, переживает из-за гибели старшей сестры, сопротивляется необходимому замужеству и категорически не желает позировать для живописцев (картину собираются отправить богатому жениху). Марианна сбита с толку, но все же берется за работу, ей предстоит нелегкое знакомство со своей клиенткой, создание картины, в корне изменившей всю ее дальнейшую судьбу.
Историю можно трактовать по-разному. Прежде всего, это биографическое интимное откровение режиссера: по сути главная героиня – очевидное альтер эго Сьямма, тогда как Элоиз (роль неслучайно исполняет бывшая возлюбленная создателя фильма Адель Энель) – ее вдохновение в творчестве. Это повесть об их отчаянной страсти, сопутствующего конфликта двух огненных душ, неспособных на мирное сосуществование. Они будто пересказывают свою сокровенную тайну, объясняют, почему их союз невозможен, во всяком случае, на этой Земле. В итоге, они решили сохранить дружбу, с упоением вспоминая о счастливых минутах, оставшихся в прошлом. Преодолевать и доказывать окружающим право на нетрадиционные отношения катастрофически сложно, поэтому пока жестокая действительность не дошла до столь идеального дуэта, лучше все расторгнуть, не дожидаясь пожара. Прекрасные иллюзии растворяются в скучном и отвратительном пространстве предстоящего невыносимого быта, и все хорошее рано или поздно заканчивается, подобно головокружительному курортному роману, находящему свое пристанище в незабываемых грезах, а также на красочных холстах героини (живописные полотна для киноленты созданы художницей Элен Дельмар).
Сценарий будто повторяет известный миф об Орфее и Эвридике, где отважный юноша ради спасения любимой отправляется в ад. В конечном счете ему это удается: он спасает свою любовь, но, нарушив условия договора об освобождении девушки, не устояв перед соблазном еще раз взглянуть на ее прекрасное лицо, а также убедившись в том, что она не сбилась с пути, он не выдерживает и оборачивается. О причинах его странного поступка в одной из сцен спорят героини, а Элоиз утверждает, что Эвридика сама попросила Орфея взглянуть на нее в конце его нелегкого пути на Землю из преисподней.
С самого начала автор «Портрета» пытается запомнить облик своей музы, воспроизводит образ по памяти, но вожделенный объект постоянно ускользает от нее, убегает, скрывается. Обратите внимание: стоит только камере сфокусироваться на лице девушки, она тут же исчезает, не давая зрителю ее разглядеть. В те редкие минуты, когда они остаются наедине, Марианна старается приободрить свою подругу, разочаровавшейся в жизни.
«- Ты хочешь умереть?
– Улететь».
Сама обстановка на острове, где разворачиваются основные события, является закрытым, таинственным местом: все что там происходит, имеет невероятно сакральный подтекст. Действующие лица, подобно Орфею и его возлюбленной, поглощены своими идеями, фантазиями, а каждое их занятие на острове, будь то совместные прогулки, рисование или откровенные разговоры на запрещенные темы (аборт, суицид, социофобия, ненависть к традициям) — символ неповиновения, тайного братства, чьи негласные принципы формируют их революционное мировоззрение. Девушки понимают, что только здесь, в просторном доме, в этих прекрасных морских пейзажах, таинственных пещерах, в темной кухне с горящим камином они могут быть такими, какими их создала природа: безрассудными, самодостаточными, освобожденными от строгих условностей старомодного социума. Миссия Марианны, как и Орфея состоит в созидании, спасении художеством, она — типичный человек искусства, слишком сильно преданный своему ремеслу. Неслучайно она знакомит свою натурщицу с музыкальными произведениями великих композиторов той эпохи и говорит, что только в их мелодиях можно найти счастье и покой. Элоиз же, напротив, является учеником и первооткрывателем. Встретив родственную душу, она заметно преображается. Но вместе с ними зритель понимает, что их счастье не может длиться вечно. В конце Марианне остается лишь еще раз напоследок взглянуть на предмет своего обожания, тяжело вздохнуть и наблюдать уже со стороны, в другом мире, подобно Орфею, глядящему на небо, где поселилась его Эвридика.
Сьямма специально акцентирует внимание на людях, явно опережающих свое время. Ее герои не в состоянии смириться с правилами, они даже не пытаются разрушить несправедливость и находят спасение в безопасном искусстве. Они смеются над своими глупыми ровесницами, променявших свою жизнь на вечное подчинение и смирение, наслаждаются обществом друг друга, поддерживают желание служанки прервать беременность.
Презрение к окружающему и слишком ограниченному миру лишь сплачивает их. Им даже не приходится что-то произносить вслух. Их красноречивое молчание и проницательные взгляды заполняют проклятую пустоту, заставляя зрителя наслаждаться каждой сценой, не задумываясь над тем, что произойдет в конце ленты.
Здесь не форсируют события. Даже несмотря на медленное повествование и кажущееся отсутствие динамики, оторваться от просмотра фильма просто невозможно. Цветовое решение и визуальная составляющая добавляют еще большей интриги, подчеркивая настроение персонажей и загадочную атмосферу картины.
Композиция настолько безупречна, что весь фильм вообще можно смотреть без звука. Отчасти это связано с выдающейся актерской игрой француженок Адель Энель и Ноэми Мерлан. «Портрет девушки» достоин просмотра не только из-за актуальной сегодня социальной повестки, но и великолепной драматической составляющей с оригинальной психологической символикой. Не стоит забывать о захватывающем отражении процесса создания художественного шедевра, а это не менее любопытное зрелище.
Фото: kinopoisk.ru