Один из талантливейших современных французских кинорежиссеров, автор блестящих драм «Читай по губам», «Ржавчина и кость», «Пророк» – Жак Одияр, снял приключенческий вестерн «Братья Систерс» (экранизация одноименного романа Патрика Девитта). Одияр привнес в чисто американский классический жанр французскую изысканность, тонкий юмор, психологизм, отличные диалоги. Кажется, что он переосмыслил тему «Дикого запада», вдохнул в нее жизнь, заложил новую моду на драмы о похождениях бравых парней из реального «Дикого запада». Примечательно, что его картина не выглядит агрессивной или маскулинной, в отличие, скажем, от фильмов Тарантино, снятых на эту тему («Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка»), или более мрачных и натуралистичных («Костяной томагавк», «Недруги»). Новый фильм получился удачным с точки зрения вкусовых предпочтений зрителя, и он будет интересен как любителям европейского независимого кино, так и поклонникам настоящих голливудских фильмов, снятых на тему знаменитой «золотой лихорадки» середины ХIХ века.
“Brothers by blood, sisters by name” – главный слоган фильма, напоминающий о вечной и неразрушимой связи братьев, об их единстве и общих ценностях, несмотря на возникающий между ними конфликт. Все же главной фразой фильма должно быть изречение А. Суворова: «Ученье – свет, а неученье – тьма», чтобы лучше передать настоящее авторское послание зрителю. Более того, данное утверждение лишь подчеркивает бессмысленность войн и призывает строить мирное сотрудничество даже с самыми заклятыми врагами: «Жизнь слишком коротка, и не стоит тратить ее на то, чтобы лелеять в душе вражду или запоминать обиды…», – как говорила мудрая и, все-таки, в итоге финансово-обеспеченная Джейн Эйр.
США, 50-е года ХIХ века. Опытные наемники, братья Элай и Чарли Систерс, по заданию местного криминального авторитета отправляются искать беглого химика Германа Уорма. Последний, якобы, изобрел чудо-вещество, ускоряющего поиски золота во время его добычи в воде. Сам беглец встречается с неким Джоном Моррисом, который должен был помочь братьям-разбойникам поймать Германа и передать его грозному Коммандору (местному авторитету). Моррис, вместо порученного ему задания, вступает в сговор с химиком и убегает с ним ради поисков золота, а разъяренные Систерс решают продолжить свою работу и исполнить задание, во что бы то ни стало. Дальнейшие события демонстрируют значимые метаморфозы в судьбах двух охотников, изменивших не только их последующую жизнь, но и повлиявших на их мировоззрение и взгляды в целом. Интересно, что все это происходит во времена знаменитой «калифорнийской лихорадки», когда тысячи старателей съезжались со всей страны с целью найти самый драгоценный в мире камень.
Одним из главных достоинств фильма можно назвать как раз художественную изобретательность авторов, заключающуюся в демонстрации неизбежного и прогрессивного экономического роста цивилизации в истории. Во время путешествия Элай постепенно понимает, что мир стремительно меняется, ему больше не хочется заниматься опасными поисками преступников и выполнять поручения сверху, подвергая себя и своего брата риску погибнуть. Несмотря на свою внешнюю мужественность и монументальность, он невероятно романтичен, склонен к доброте и не видит смысла деградировать, убивать и вечно странствовать, в отличие от своего младшего брата Чарли – типичного пьяницы и бунтаря (особенно хорошо это показано, когда Элай впервые в жизни чистит зубы и наблюдает за чудесными свойствами унитаза в одной из гостиниц Сан-Франциско). Можно сказать, что именно научный прогресс – это не только основной двигатель развития, но и главный символ образованности, изменения нравственного облика человечества, постепенно заменяющего привычную дремучесть на интеллектуальное совершенствование.
Абсолютно очевидно, что образованные люди меньше склонны к насилию и жестокости, более практичны и благоразумны в жизни, а действие этого удивительного феномена можно отследить по поведению четырех главных героев истории.
Моррис и Уорм как раз воплощают в себе всю просвещенную интеллигенцию тех лет: химик мечтает создать собственный фаланстер – лучшую альтернативу существующему миру, где, по его мнению, будет царить порядок, экономическое равноправие, а жители заняты личным самообразованием, Моррис поддерживает данную идею и является творческой натурой, склонной к рефлексии. Чарли Систерс, напротив, пытается сопротивляться данному процессу, не желая расти и что-либо менять, а Элай, поддаваясь магическому влиянию его новых познаний, решает порвать со страшным прошлым и начать новую полноценную жизнь.
Даже несмотря юношеский максимализм и очевидную утопичность высказываний Уорма, человечество тех лет просто нуждалось в новых научных открытиях и значительных переменах. Химик является воплощением знаменитого поколения ученых мужей, призывающих к новому видению социальной организации государства и неотвратимости его законного перехода из феодальной формации в капиталистический строй. Картина показывает, что любая реализация принципов построения коммун или фаланстеров не может быть применена в мире и долго просуществовать, однако именно благодаря таким рассуждениям общество удалось значительно улучшить, показав возможные альтернативы жизни человека, открыть новые научные течения в философии и политике, наконец, позволить человеку самому задуматься над тем, что для него есть идеальный райский мир.
Помимо важнейшего историко-экономического содержания, в фильме интересно развивается драматическая линия переосмысления ценностей всех героев: попытка забыть об авторитете жесткого отца над братьями (особенно это прослеживается в пророческом сне Элая) положительно воздействует на них самих. Данная история также ценна с поучительной точки зрения: незнания и ограниченность восприятия одного из героев, приводят к глупости, оборачивающейся настоящей катастрофой. Наконец, главный козырь фильма – злая ирония судьбы, связывающая двух героев, понимающих, насколько губительным для них оказалось влияние мнимых идеалов и нежелание принимать перемены и изменять свои взгляды на жизнь.
Помимо великолепного сюжета и нового прогрессивного видения жанра вестерн, отличной режиссуры и художественной постановки, в фильме задействованы блестящие актеры, особых наград заслуживает актерское перевоплощение разнопланового мастера Джона Си Райли. Необходимую приключенческую атмосферу смог создать ответственный за визуальную составляющую ленты, бельгийский оператор Бенуа Деби, до этого снявший шокирующую «Необратимость» и не менее эклектичный по характеру фильм «Экстаз» Гаспара Ноэ, а также настоящий шедевр, трогательную «Любовь» Михаэля Ханеке.
ИСТОЧНИКИ:
«Биография Жака Одиара» / https://www.kinoafisha.info/person/8145660/
«История США. Золотая лихорадка»
«Калифорнийская золотая лихорадка. Как на самом деле зарабатывались огромные состояния» / https://lpgenerator.ru/blog
«Марксистская философия в ХIХ веке. Книга первая (от возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах ХIХ века)»
«Фаланстеры Фурье» / https://forward2ussr.livejournal.com/403931.html
«Где взять мечту» / http://expert.ru/russian_reporter/2015/03/gde-vzyat-mechtu/.
«Бенуа Деби» / https://www.vokrug.tv/person/show/15446386941/