«Моя жизнь нашла отражение в этом фильме, но не стоит воспринимать его буквально. Все, что происходит, представляет меня, мой взгляд на мир и на вещи. Я не могу сказать, что в нем правда, а что нет, но это микс правды и выдумки», – Педро Альмодовар.
Что такое боль? С точки зрения медицины – это физиологический тревожный сигнал организма о существующей проблеме, наличие поломки, которую необходимо устранить. Она может быть острой, терпимой, возникать периодически или постоянно сопровождать человека. В своем новом фильме «Боль и слава», Педро Альмодовар в подробностях рассказывает об особенностях этого явления, объясняет причины его возникновения, в некоторых эпизодах использует схемы строения тела, демонстрирует страницы из учебника по анатомии. Боль проходит красной нитью через всю киноленту, автор неслучайно акцентирует на этом внимание, поскольку именно она не просто сопровождает гениев, но и заставляет их создавать новые шедевры. Картина лучше всего иллюстрирует бытие самого режиссера, его эмоции и отношение к своей работе, к актерам, сценаристам, постановщикам, наконец, о его любви, такой печальной и трагичной…
Лента повествует о жизни режиссера Сальвадора Мальо, испытывающего творческий кризис и страдающего от депрессии. Его мучают боли по всему телу, он даже не может употреблять пищу, настолько невыносимым стало для него существование. Лечащие его врачи лишь пожимают плечами и прописывают множество бесполезных лекарств, коллеги умоляют вернуться к работе, даже слава, сопровождающая мужчину на протяжении его длительной карьеры, не способна ему помочь. И тут ему приходит приглашение на эксклюзивный показ его фильма, который он снял 30 лет назад. Сальвадор решает прийти на показ и возобновить контакты с актером Альберто, когда-то снявшегося в данной киноленте (он также испытывает проблемы с работой, но из-за наркотической зависимости) и с которым у него случился конфликт после выпуска фильма. Актер сначала не соглашается прийти на мероприятие, но затем, после нескольких встреч с Мальо, он решается, более того, случайно ознакомившись с последним рассказом режиссера «Зависимость», он просит Сальвадора, чтобы тот разрешил ему поставить спектакль по мотивам данного произведения. Главный герой идет на встречу артисту, но он еще не знает, что именно этот рассказ вернет его к работе и заставит встретиться с главным вдохновением в его жизни. Параллельно с этими событиями, Мальо вспоминает о своем голодном детстве, о горячо любимой им матери, которая из всех сил старалась обеспечить ему лучшую жизнь, о непутевом отце и своем первом желании, ставшим настоящим двигателем на пути к сексуальной идентификации и познанию себя.
Пусть автор фильма говорит, что эта работа не полностью о нем, а некоторые эпизоды чистый вымысел, но нам очень сложно поверить в то, что эта история полностью выдуманная. Кажется, что режиссер лукавит, подобно своему персонажу Сальвадору, который отрицает правдивость своего рассказа «Зависимость» и прямую связь с ним самим (после этих слов выясняется, что все события, описанные в произведении, произошли с ним в действительности).
От каждого кадра исходит грустное сияние переживаний героев, красочные полотна на стенах и другие элементы декора квартиры ведущего персонажа будто кричат о его потайных желаниях и нереализованной страсти, которая никак не может вырваться наружу. Торжество красного и синего цветов (постоянных спутников ярких и живописных картин испанского режиссера) символизируют борьбу между одержимостью и спокойствием, хаосом и порядком, яростью и рассудительностью. Во время разговоров Сальвадора с Альберто в кадре часто появляется театральная афиша «Гамлета» с изображением на ней черепа. Это тоже неслучайно:
Тема мистики, наличия духов, тонкой, практически невидимой грани между грезами и реальностью, всегда занимало важное место в художественном видении Альмодовара.
Так в фильме «Возвращение» женщины общаются с призраком своей, якобы, умершей когда-то матери, при этом, автору удается мастерски вводить зрителя в заблуждение относительно того, жива ли на самом деле героиня или это действительно ее нематериальный фантом. Еще одна загадка Гамлета заключается в его сложных взаимоотношениях с отцом (точнее, с его умершей душой). С точки зрения испанского режиссера, сущность отца может быть скрыта и в женском обличии («Все о моей матери»), который всегда был ведущим в работах Альмодовара: он просто одержим женским началом, подчеркивая его большую значимость. Он неоднократно признавался в том, что ему вообще очень сложно взаимодействовать с мужчинами и работать над их образами, поэтому в его героях часто преобладает именно женская сторона («Дурное воспитание», «Кожа, в которой я живу»). В ленте «Боль и слава» Альберто представляет собой нерешительного, неопытного, нуждающегося в поддержке сына, тогда как его наставник – Сальвадор, напротив, представляет влиятельного отца, наставника, настоящего лидера, способного ответить на любой вопрос и разрешить возникшую проблему. Кроме того, герои часто общаются во время совместного наркотического опьянения, что создает особую мистическую атмосферу их странным разговорам. Также психологическая схема «отец-сын» наглядно прослеживается в отношениях юного Мальо и взрослого рабочего-каменщика, которого мальчик обучал грамоте. Не будем забывать и о значении имени «Сальвадор». В переводе с испанского оно означает «спаситель», что также подчеркивает теологический подтекст картины и ироничное представление о режиссере, как о боге, создающим свой особый мир.
Главный герой постоянно открывает ящики шкафа в надежде найти дозу героина во время очередной ломки, что отсылает зрителя к художественным произведениям Дали («Венера Милосская с ящиками») и символизирует стремление человека постоянно утолять голод желаний.
Кроме того, это еще прямая отсылка к фрейдистской философии, намеки на необходимость реализации сексуальных желаний. Ярко-красный тостер и выпечка, рядом с которыми герои постоянно ведут откровенные разговоры, отсылает к ранним работам Дали, где хлеб обозначал его страх перед нищетой, пережитую им в детстве.
Деревенские домики из белого камня, землянка, где свои ранние годы провел маленький Сальвадор, будто повторяют сюжеты из известных полотен: «Тени тающей ночи», «Паранойя», «Я в возрасте шести лет». Картины с черепами на стенах отсылают к смерти и всему, что с ней связано, в том числе и к снам, в которых так любил пребывать Мальо (может быть из-за от того, что в них он забывал о своей боли). Он то и дело погружается в собственное бессознательное, под воздействием дурманящих веществ предается прекрасным воспоминаниям из своей юности, как видите, весь фильм буквально пропитан символами.
Еще один очевидный сюрреалистический знак – деревянное яйцо – любимая вещь матери Сальвадора, которую он бережно хранит, как напоминание о ней. Этот элемент – прямая отсылка к картине «Метаморфозы Нарцисса», акт перерождения души и ее бессмертия. Он испытывает вину за то, что он был эгоистичным человеком, сконцентрирован только на себе и своих желаниях, не оправдавшим надежд своей матери. Но он не хочет больше продолжать свой путь к саморазрушению и начинает все с чистого листа, находит свою музу, предавшись ностальгическим детским воспоминаниям, повлиявших всю его судьбу. Примечательно, что именно после эпизода разговора с матерью и мысленного озарения героя (момент, когда он вспомнил о самом важном моменте из юности), он заново начинает жить и творить, у него будто открывается второе дыхание, а боль, наконец, оставляет его.
Сальвадор неслучайно является режиссером и писателем. Чтобы состояться в этих сложных профессиях, нужно не просто обладать талантом и трудолюбием, необходимо жить своей работой, отдать все свои силы ради успеха, признания и славы. Творчество – единственное обезболивающее великого творца, когда оно отсутствует, никакие лекарства не могут излечить от болезненной меланхолии. Мальо вынужден заново писать и создавать новые фильмы просто, чтобы не болеть и не испытывать физических мучений. Даже такой мощный наркотик, как героин не смог захватить душу и тело главного героя, оказывается, создаваемые им произведения были и остаются его главной зависимостью.
Музыкальное сопровождение композитора Альберто Иглесиаса только усиливает напряженное ощущение таинственности и придает загадочность происходящим событиям в фильме. Отдельного внимания заслуживает актерская работа Антонио Бандераса. Критики по всему миру отмечают, что это его самая лучшая роль в кино.
Каждый великий режиссер имеет в своей коллекции фильм-откровение, сокровенную, биографическую историю. Для Андрея Тарковского такой исповедью стало его «Зеркало», для Ингмара Бергмана – «Фанни и Александр», для Романа Полански – «Пианист». Вот и испанец Альмодовар решился создать очень личную, сакральную, интимную киноленту о себе, о любимых людях, о детстве, о своей работе, о страшной боли и заслуженной славе.
Это не самый его лучший фильм, но он достоин внимания как раз из-за искренности и честности автора, который не побоялся обнажить свою душу и рассказать о своих переживаниях всему миру.
ИСТОЧНИКИ:
Фото: www.kinopoisk.ru
https://ria.ru/20190518/1553604217.html
«Фобии и пристрастия Сальвадора Дали в его картинах» // https://cameralabs.org/9442-fobii-i-pristrastiya-salvadora-dali-v-ego-kartinakh