Это для тех, кто питает безудержную слабость к красивому и дорогому сервизу. Для тех, кого вдохновляет интерьер с его изысканной палитрой. Для тех, кто встречает праздники стильно и элегантно. Великолепные старинные столовые сервизы традиционно передавались от поколения к поколению, становясь уникальными семейными раритетами. Рассказываем и показываем лучшие творения и марки…
Как определить качество фарфора?
Белый цвет теплого оттенка – сливочного или молочного – это признак хорошего фарфора. Синеватый или сероватый оттенок говорит о невысоком качестве фарфоровой массы. Настоящий фарфор просвечивает. Если взять чашку или тарелку за стенки и взглянуть на свет, должны быть видны контуры пальцев, которыми вы держите предмет. Предметы из фарфора покрывают глазурью перед обжигом. Благодаря ей они имеют привлекательный блестящий вид. Поэтому нарушение технологии может привести к трещинам, сколам, видимым подтекам глазури. Фарфор издает чистый и долгий звон. Не стесняйтесь постучать по краю каждого предмета кончиком карандаша. Правильная геометрия. Перевернутые чашки, блюдца и тарелки должны плотно прилегать к столу или любой другой ровной поверхности.
Легенды и марки сервиза
Несмотря на то, что впервые фарфор появился в Китае, пальму первенства сейчас держат европейские страны: Германия, Дания, Англия, Франция. Среди самых известных – мануфактуры Meissen, Rosenthal, Wedgwood, Royal Copenhagen, Fuerstenberg, Nymphenburg, KPM, Weimar Porzellan, Villeroy&Boch, Bernardaud, Haviland Limoges. Брендовый европейский сервиз будет стоить не менее 50-60 000 рублей. Цена на эксклюзивные модели может превышать 1 млн. рублей. Япония и Китай выпускают много недорогого фарфора. Хотя есть здесь и свои знаменитые фабрики (например, Royal Bone China, Noritake, Narumi, Nikko), изделия которых относятся к средней ценовой категории (от 18 000 рублей за чайный сервиз). Чешский фарфор. В Чехии очень много фарфоровых мануфактур (Bohemia, Leander, Bernadotte, Karlovarsky Porcelan и др.), их изделия в основном относятся к средней ценовой категории (7 000–25 000 рублей за сервиз). Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге выпускает как бюджетные (до 10 000 руб.), так и дорогие и эксклюзивные сервизы с ручной росписью (100 000 – 250 000 руб.).
История
История европейского фарфора похожа на авантюрный исторический роман в духе Валентина Пикуля. Здесь самым причудливым образом переплетаются судьбы тщеславных королей, капризных фавориток, талантливых ученых и жестоких завоевателей.
Начало XVIII века, двор саксонского правителя Августа Сильного. Этот любитель пышных нарядов, красивых женщин и дорогостоящих безделушек, был ко всему прочему большим поклонником китайского фарфора. На приобретение роскошных ваз и хрупких чашечек он тратил такие колоссальные суммы, которых могло бы хватить на содержание целой армии. Понятно, что денег в монаршей казне оставалось всё меньше и меньше – многочисленные фаворитки, содержание дворцов и резиденций, участие в политических авантюрах – все это не способствовало обогащению. Где взять деньги? Разумеется, читать английские книги о приращении богатств Август не стал, ибо не его профиль. Гораздо сподручнее было раздобыть где-нибудь толкового алхимика – специалиста по превращению свинца в золото.
Как раз в это время в прусском городе Берлине объявился некий студент-отличник по имени Иоганн Бёттгер. Сидя в пивных, он не раз похвалялся, что знает секрет превращения металлов в золото. Исторические источники крайне противоречивы – одни указывают на то, что болтливый Бёттгер был похищен спецслужбами Августа Сильного, другие склонны утверждать, что всё было решено гораздо более цивилизованным путём, и талантливый юноша приехал в Саксонию по официальному приглашению.
Разумеется, ценного специалиста тут же заперли в крепость, чтобы не сбежал, но технику ему предоставили самую передовую и все его капризы исполнялись неукоснительно. Получив доступ к такому количеству ценных химикатов, Бёттгер принялся ставить самые разные опыты. Золото, однако, все не появлялось.
В конечном итоге, Бёттгер вместо того, чтобы получить требуемый драгметалл, умудрился разгадать китайский секрет производства фарфора. Август Сильный, который уже не раз подумывал отрубить обманщику голову, появлению фарфора обрадовался еще больше, чем золоту, ибо теперь Саксония могла разбогатеть на продаже тарелок, соусниц и кофейных чашек.
Существует версия, что основная роль в изобретении фарфора принадлежала физику Эренфриду Чирнхаузу, однако все лавры достались именно Бёттгеру, который лишь умело воспользовался чужими разработками.
Но, так или иначе, в 1710 году в Мейсене начала работать первая мануфактура по производству европейского фарфора. Сам Бёттгер, хотя и осыпанный многочисленными монаршими подарками, продолжал содержаться в строгой изоляции. Попытавшись бежать, учёный был схвачен и вскоре умер в тюрьме. Поговаривали, что Бёттгера отравили по приказу Августа.
Поначалу Мейсенская мануфактура стала производить фарфоровые изделия в китайском стиле – копировалась и сама форма восточных ваз, и орнамент. Разумеется, саксонский фарфор ценился несоизмеримо ниже, чем китайские образцы, но торговля сервизами позволила Августу Сильному выбраться из финансового кризиса.
Французский фарфор
С начала XVI в., времен короля Франциска I, во Францию ввозили дорогостоящий китайский фарфор. При этом вплоть до XVIII в. французские мастера из Невера за счет освоения процесса плавления выполняли красивые изделия из белого фаянса с декором глубокого синего цвета. Позже, в Нормандии в попытках разгадать процесс создания настоящей китайской фарфоровой массы из смеси глины со стеклянным порошком был получен материал, известный как «искусственный» или «французский» фарфор. Раскрыть секрет мастеров Поднебесной удалось благодаря иезуиту Франсуа Ксавье д’Антреколя, который находился в Китае. Он смог передать на родину рецептуру, образцы природных материалов и подробно описал технологию китайского фарфора.
Развитие французской стилистики в 1768 г. поддержала и Лиможская мануфактура, состоящая из группы частных предприятий, объединённых по географическому признаку. Изящество и невероятная красота тонкого, звонкого и белоснежного лиможского фарфора, который внес в неповторимый французский стиль особую колористку и завершающий штрих, поражают ценителей прекрасного. В наши дни наиболее крупными предприятиями, выпускающими элитный лиможский фарфор, считаются Bernardaud, основанное в 1863 г., а также Haviland. Последняя была открыта американцем Д. Хевилендом, который в поисках безупречного фарфора для своих покупателей из США, приехал в Лимож.
Baccarat
Начиналось все в небольшой деревушке Баккарат (Франция), где по милости короля Людовика XV приказано было открыть завод для выпуска стеклянных изделий. В 1816 году, спустя 52 года после основания стекольного заводика, промышленник Эмме-Габриэль Д’Артиг приобрел мануфактуру и ввел в работу первую печь для изготовления тяжелого высокопреломляющегося стекла – хрусталя.
Несколько веков назад только околокоронованные особы могли позволить себе хрустальную роскошь, поэтому основными заказчиками завода стали высокородные семьи Франции. Имея поддержку монарха, завод стабильно наращивает производство и выходит за территорию страны. Начиная с 1830 года, он с завидной регулярностью поставляет в Константинополь люстры, канделябры, светильники, сервизы и кальяны.
В 1900 году одна из трех печей и почти тысяча рабочих компании Baccarat занимались выполнением хрустальных заказов, поступающих из Российской Империи. Любителем французского стекла была династия Романовых. Впервые увидев хрустальные люстры, бокалы, вазы в Париже в 1896 году, Император Николай II был навсегда покорен талантом мастеров Baccarat. Для него был создан величественный «Канделябр Царя» на 79 ламп, высота которого составляла 3,25 м. (сегодня экспонируется в парижском музее Baccarat).
Вековые английские традиции от Wedgwood. Изысканная фарфоровая коллекция Cornucopia от марки Wedgwood имеет уникальный в своем роде внешний вид, опирающийся на роскошные глубокие цвета и необыкновенную образность изображения. По краю предметов, на полуночно-синей поверхности расположились единороги, сатиры, рыбы и обезьяны, обрамленные кружевом золотых завитков, изображающих мифический «рог изобилия» и тонким ободком из 22–каратного золота. Сделайте выбор в пользу богатства, благополучия и расточительного великолепия!
Toscana – это коллекция, в которой запечатлен дух Ренессанса и атмосфера итальянских садов… Эта коллекция появилась на свет в 1996 году, однако вдохновением для нее стали эскизы конца 19 века, найденные в архивах.Эта коллекция – часть истории мануфактуры, лестница между прошлым и будущим компании. И, конечно же, ее выпуск – это дань уважения и почтения тем удивительным людям, которые хотели увидеть коллекцию более сотни лет назад…Нежные тона Toscana создают особое настроение, навевая мысли о ярких весенних лучах солнца. Прекрасные гирлянды цветов передают атмосферу веселья и теплоты.
Насладитесь великолепным винтажным дизайном коллекции Old Country Roses, который вдохновлён типичным английским деревенским садом с распустившимися розами. Коллекция появилась в 1962 году – является примером идеального качества английской посуды и широко известна как синоним марки Royal Albert. Букеты красных, розовых и желтых роз оформлены в яркой манере, с неповторимыми формами, дополнены тонкими сборками и позолотой. Сервиз обязательно привлечет внимание ваших гостей и создаст идеальное настроение для традиционного чаепития в современной обстановке.
Для создания коллекции Bellezza White, Тосканские мастера использовали старинную технику 13 века, которая позволила нанести такие сложные узоры, на белоснежную поверхность этой посуды. Кружевное тиснение, фактурные орнаменты, все это образец гармоничного дизайна и непревзойденного стиля.
Изысканные коллекции от JL Coquet известны во всем мире, они всегда исключительны, в них прочитывается уникальный почерк, узнаваемый с первого взгляда. Линия Chardons White – это очередное произведение искусства от французских мастеров! Глядя на эту посуду, мы вроде бы видим белоснежную фарфоровую поверхность (лиможский фарфор), но стоит присмотреться, и мы увидим великолепный цветочный узор, украшенный золотыми нитями. С коллекцией Chardons любой праздник будет неотразим, а убранство стола послужит образцом идеальной сервировки для Ваших гостей.
Ручная работа.
Hermès & Versace
ИСТОЧНИКИ:
Reywood
Rosenthal