Надев твидовый пиджак, строгие классические брюки; обув двуцветные бежевые лодочки на невысоком каблуке или просто взяв в руки небольшую стеганную сумочку на золотистой цепочке, невольно начинаешь ощущать себя иначе. Элегантнее и возвышенней. Будто, прикоснувшись с этими вещами, к тебе невольно переходят лучшие качества их создателя. Прогресс, энергия, сила и независимость от обстоятельств – такой нам представляется основательница модного дома Шанель.
Понять какой была женщина, по собственной воле создавшая вокруг себя круговорот мифов и небылиц, непросто. Стоит взглянуть ей в глаза, обратить внимание на вытянутые дуги бровей, точеный контур губ и длинную шею, которой она так гордилась. Еще в древности определить характер по чертам лица было возможно так же, как и предсказать судьбу. Этим увлекались древние персы, Пифагор и даже Александр Македонский. Когда же биография полностью написана, сравнить и дополнить известное становится вполне реально.
Глава 1
МАЛЕНЬКАЯ ШАНЕЛЬ
Темные короткостриженые кудри, непослушно взбитые самой природой. Нежный детский овал лица, белоснежная кожа и широкая улыбка. Юбка-колокол белоснежного платьица контрастирует с темными занавесками и узорчатым ковром. Малышка облокотилась о вышитую узорчатую спинку кресла и смеется прямо в объектив фотоаппарата. Энергия глаз, сообразительность и красноречие, о которых можно читать по губам, пройдут вместе со своей обладательницей сквозь десятки лет.
В возрасте 12 лет Габриэль Бонер Шанель попала в приют. Ее мать умерла, а отец не захотел заботиться о ребенке. Белое платьице сменилось строгой формой с еле выглядывающим из -под черного отреза ткани накрахмаленным воротничком. После был пансион Святой Богородицы и долгожданный выпуск, который сулил нечто неопределенное и место швеи в маленьком городке Мулен.
Глава 2
МОЛОДАЯ КОКО
В молодости Шанель сохранила некоторые детские черты лица: большие глаза, пышные брови, немного расширяющийся книзу нос и небольшой аккуратный ротик, очерченный точеным контуром губ. Юная Габриэль Шанель не могла усидеть на месте. После работы она ходила петь в кафешантан «Ротонда», где отдыхали молодые офицеры. Здесь она встретила своего первого любовника Этьена Бальсана и получила прозвище Коко, ставшее судьбоносным.
Возлюбленный скоро вышел в отставку, купил замок в Руайо и решил разводить лошадей для участия в скачках. Коко поселилась вместе с ним, однако прекрасно понимала, что она не единственная его любовь и положение ее непрочно. Коко открыто пользовалась преимуществами новой жизни: валялась в постели до полудня, пила кофе с молоком и читала дешевые романы, размышляя, как быть дальше. В замке поселилась еще одна любовница Этьена – Эмильенна д’Алансон, которая не столько разозлила, сколько вдохновила молодую Шанель. Она олицетворяла собой неповторимый стиль кокоток, который так нравился своей смелостью юной Шанель и всецело пугал аристократов. Глядя на эту девушку, Коко создает первые эскизы шляпок и платьев.
В 1908 году Коко Шанель знакомится с приятелем Этьена Артуром Кейпелом по прозвищу Бой. Молодой англичанин с черными прямыми волосами и матовым цветом лица влюбился и предложил ей открыть шляпный магазин. На руку это было и заскучавшему Этьену, который желая избавиться от подружки, предоставил ей свою холостяцкую квартиру на бульваре Мальзерб. Здесь Шанель стала делать на продажу свои первые дамские шляпки, которые пользовались спросом у бывших любовниц Этьена и их подруг. В 1910 году Шанель официально сошлась с Бойем Кейпелом и с его помощью открыла собственное ателье со смелым названием «Моды Шанель». В 1913 девушка открыла бутик в Довиле и обзавелась постоянными клиентами.
Как ни странно, многое написано у нее на лице. Нос у Шанель достаточно длинный, но ровный и лишь немного вздернутый кверху. Это говорит о ее любознательности и непоседливости в постижении нового, а высота верхнего изгиба крыльев носа – о силе характера, интеллекте и желании всегда доходить до сути.
Талант к сравнению можно определить по расширению передней части ноздрей в том месте, где они соприкасаются с передней частью носовой перегородки. У кутюрье это выразилось в работе с тканью, способности оценить ее превосходство, изящество и структуру. Так Шанель обращалась к материалам, которые совершенно не были востребованы: трикотаж, используемый ранее только для изготовления нижнего белья пошел на морские наряды (тельняшки и широкие брюки), грубый, но практичный джерси на женские костюмы в период войны.
Изгиб линии носа, закругляющийся у кончика означает, что человек может постоять за себя. Округлость самого кончика говорит о бережливости, которая была сформирована еще в детстве, той нищетой и аскетизмом, в которых ей приходилось воспитываться. Даже, став знаменитой и богатой, она не любила давать в долг, а в пище не признавала изысков. Однако охотно пускала друзей пожить на ее вилле и часто создавала для них одежду абсолютно бесплатно.
Опущенные вниз челюсти в области второго коренного зуба говорят об упорстве, а линия под резцом, идущая вниз, о решимости и энергичности, без которых сделать карьеру, едва ли было возможно.
Немного выпуклые под глазами скулы указывают на наблюдательность Коко, что, правда, присутствовало в ее характере. Подмечая веяния времени и мелкие детали, она создавала не просто красивые, но и актуальные образы. В то время как платья знаменитого Поля Пуаре невозможно было надеть без помощи прислуги, Шанель сшила удобные костюмы, с которыми женщина могла справиться сама. А чего стоит история с рыбаком, у которого Шанель купила целую корзину морских ракушек, и вдохновившись ими создала свою морскую коллекцию.
Глава 3
СОСТОЯВШАЯСЯ КОКО ШАНЕЛЬ
Работа шла своими чередом, в то время, как в личной жизни назревали перемены. В 1918 году во время поездки в Англию Артур познакомился с дочерью барона Риббсдейла, и сделал ей предложение. Кейпел долго не мог признаться в этом Шанель. В итоге Коко сама начала неприятный разговор и расставила точки на «й». О ее решительности, кстати, говорит опущенная линия челюсти под резцом, слегка квадратный подбородок – о внутренней силе и храбрости, а прямая и длинная шея о твердости характера. Смелость Шанель проявит еще не раз: в начале войны в оккупированном немцами Париже создаст коллекцию в сине-красно-белых тонах французского флага, в конце Второй Мировой попытается заключить мир между западными союзниками и Германией.
В 1919 году Бой погиб в автокатастрофе и Шанель одела весь мир в знаменитое черное платье.
В 1920 году Коко Шанель познакомилась с великим русским князем Дмитрием Павловичем и у них закрутился бурный, но кратковременный роман. Как-то раз во время автомобильного турне по Франции он познакомил Коко с выдающимся парфюмером Эрнестом Бо, отец которого работал при русском дворе. Через год Эрнест выполнил заказ Шанель и представил десять пузырьков синтетических цветочным ароматов, пронумерованных от 1 до 5, и от 20 до 24. Шанель выбрала пузырек под номер пять: «Я показываю свою коллекцию 5 мая, то есть 5 числа 5 месяца. Возьмем и пузырек с цифрой 5, надеюсь, этот номер принесет духам счастье».
Через князя Шанель познакомилась с большей частью русской интеллигенции. Она дала денег Дягилеву на вторую постановку «Весны священной», бесплатно создала костюмы для нескольких его спектаклей. Однажды Дягилев вспоминал о том, как принцесса П. дала ему 75 тысяч, на что Коко Шанель ответила: «Но она же знаменитая американская дама, а я — всего-то французская модельерша, вот вам 200 тысяч».
Шанель умела отвечать добром на добро, о чем свидетельствует приподнятая в середине правая бровь. К тому же, обладая чувством вкуса, она нередко поддерживала талантливых людей. С русскими у Коко сложились поистине теплые и крепкие не только дружеские, но и деловые отношения. Граф Кутузов встречал посетителей у входа в ателье, а великая княгиня Мария Павловна возглавляла мастерскую русской вышивки.
«Русские меня всегда восхищали. Их любимое «все, что твое, то и мое» приводило меня в состояние опьянения. Все славяне отличаются утонченностью, естественностью, даже самые несчастные из них незаурядны», – говорила Коко Шанель.
После расставания с великим русским князем Коко приехала в Париж. В предместье Сент-Оноре у нее начался очередной роман с поэтом Реверди. Внук ремесленника и сын винодела, он был такого же простого происхождения, как и сама Габриэль. Дома она хранила полное собрание сочинений Пьера. В каждой из книг были дарственные надписи с 1921 по 1960 гг.: «Моей великой и дорогой Коко от всего сердца и до последнего его биения». Однако весной 1926 г. Пьер уехал из Парижа в добровольное изгнание. Оставшиеся тридцать лет он провел в одиночестве, считая такой образ жизни источником вдохновения. «Русский» период богемной жизни был завершен: умер Дягилев, в США перебрался Стравинский. Шанель с новой силой ударилась в работу. Однако скоро в ее жизни появился герцог Вестминстерский (для нее просто Бонни), с которым она будет вместе долгих 14 лет: «Наконец я нашла плечо, на которое могла опереться, дерево, к которому могла прислониться».
Их отношения были продолжительными и романтичными. Для Шанель герцог собственноручно собирал фиалки, самолетами отправлял корзины фруктов, орхидей, а на дне ящика с овощами спрятал изумруд. Антикварный комод XVII века, выполненный в китайском стиле и подаренный герцогом, долгое время украшал гостиную Шанель на улице Комбон.
В зрелом возрасте черты Шанель меняются. Брови приобретают строгое вытянутое очертание, нос становится немного острее, четче выделяются скулы и линия челюсти, однако такие перемены во многом связаны с приобретением неизменного стиля Шанель, формированием устойчивого образа и имиджа. Усилилась выпуклость мышцы над левой губой, что говорит об усилении чувства собственного достоинства и заострились контуры челюсти под ухом, иными словами проступили черты властолюбия, или попросту желание держать все под контролем.
На предложение руки и сердца герцогу Вестминстерскому Шанель ответила отказом. Ей было 46, и она не могла подарить возлюбленному наследника. Разрыв Коко Шанель переживала тяжело. Позже вспоминала об этом без сожаления: «Оставить свое дело ради призрачного счастья зваться герцогиней? Мне всегда приходилось выбирать между мужчинами и моей работой. И я всегда выбирала работу, потому что без нее я просто Габриэль, а с ней – Коко Шанель, единственная и неповторимая».
Глава 4
ЛЕГЕНДАРНАЯ
В семьдесят лет Шанель вернулась на Родину, сняла привычные ей апартаменты в отеле «Риц» и принялась отстаивать свой бренд в схватке с молодыми дизайнерами послевоенной Франции.
Коллекция Шанель провалилась во Франции, однако с восторгом была воспринята в Америке. «Маленького черное платье» — стало символом эпохи. Родной Париж Шанель покорила лишь с третьего сезона, упрочив свое имя в истории моды и доказав, что она никогда не сдается.
В старости черты лица Шанель заострились и приобрели резкие контуры. Прежними остались большие, полные энергетического заряда глаза и идеальная форма тонких губ – признак сообразительности, своеволия и непостоянства. Кончик носа потяжелел и округлился, по бокам стал как бы расходиться на две части, что свидетельствует об умении приспосабливаться к ситуации, а также хорошем вкусе и манерах поведения. Подбородок стал немного выпирать вперед, что говорит о конгениальности и страстности.
Между прочим, в старости Шанель не была лишена мужского внимания. Известна история, о том, как на пляже ей повстречался незнакомец. Коко разрешила ему проводить себя до отеля, у входа молодой человек спросил: «Я к вам? Или вы ко мне?».
Такова история легенды, неподражаемой Коко, прочитанная по ее лицу и воспоминаниям из жизни.
Источники:
«50 знаменитых любовниц», Зиолковская Алина Витальевна
«Любовные истории», Останина Екатерина Александровна
«Коко Шанель», Надеждин Николай Яковлевич
«Загадочная Коко Шанель», Эдрих Марсель
«Тайны лица. Физиогномика», Фрэнсис Томас
Сборник цитат «Так говорила Коко Шанель», Ткачук Татьяна Михайловна
«Коко до Шанель», фильм режиссера Анн Фонтена, 2009 г.
«Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самою», Павлищева Наталья Павловна