Нейроэстетика: Что Думает Наш Мозг Об Искусстве

 

Искусство существует более 40 тысяч лет. Могло ли искусство дать человечеству эволюционное преимущество? Могло. Искусство — это форма коммуникации, а его восприятие глубоко укоренено в человеческой природе. Но разве только человек любит живопись? — спросит читатель. Разве не были проведены опыты с шимпанзе, которые тоже учились рисовать? В 1950-е годы абстрактные работы, созданные шимпанзе по кличке Конго, продавались на аукционах и приносили немалый доход. Несколько картин даже приобрел для коллекции Пикассо. Увы, обезьяны учатся работать кистью и красками, но сами по себе интереса к творчеству не проявляют. В отличие от людей, художников, в дальнейшем шимпанзе не интересуются своими завершенными работами.

Сканирование мозга участников показало, что у художников увеличилось нервное вещество в областях, связанных с тонкими двигательными движениями и визуальными образами. Исследование,опубликованное в NeuroImage, предполагает, что талант художника может быть врожденным. Однако, как сообщают авторы, обучение и воспитание в окружающей среде также играют решающую роль в их способностях. Как и во многих областях науки, точное взаимодействие природы и воспитания остается неясным. Ведущий автор Ребекка Чемберлейн пояснила: «Люди, которые лучше рисуют, действительно имеют более развитые структуры в областях мозга, которые контролируют тонкую двигательную активность и то, что мы называем процедурной памятью». А Эллен Уиннер из Бостонского колледжа США отметила, дабы помочь «положить конец легким утверждениям, что художники используют правую сторону своего мозга, скажу, что в художественной группе было обнаружено повышенное количество серого и белого вещества в левой и правой структурах мозга».

Существует молодая наука – нейроэстетика, которая разбирается в вопросах прекрасного. Мозг современного человека заточен под то, чтобы творить, а потом анализировать полученное. Научный подход к прекрасному начали применять в 1990-х годах. Известные исследователи зрительного восприятия, Семир Зеки и Вилейанур Рамачандран, предположили, что сознание разделяет художественные образы так же, как зрительный анализатор «разделяет» изображения объектов, поступающих на сетчатку глаза, по свойствам: яркости, цвету, скорости и направлению их движений. В качестве примера можно привести известный бюст Нефертити — длинная шея и непропорционально большой головной убор запоминаются очень хорошо. По этой же причине мозг чаще карикатурные портреты запоминает лучше, чем реалистичные. Еще один факт:

необходимость группирования фрагментов, точек, форм, красок дарят мозгу приятные ощущения.

Достаточно вспомнить, как дети любят собирать пазлы или находить на картинках спрятанные предметы. В живописи этот эффект соединения фрагментов тоже присутствует. В качестве примера можно привести картину Сальвадора Дали«Великий параноик», где мозг из отдельных элементов должен «собрать» очертания лица.


art_science
Великий параноик,
Сальвадор Дали
1936

Выяснить, почему вкусы отличаются так сильно, что о них лучше не спорить, пока не удалось. Однако общие закономерности потихоньку изучают. Например, в 2014 году Семир Зеки и его коллега Томохиро Исидзу выяснили с помощью фМРТ, что мозг по-разному воспринимает просто красивые картины и величественные пейзажи. 21 добровольцу показывали фотографии красот природы, которые сначала надо было оценить по шкале возвышенности, присвоив каждой картинке оценку от 1 до 5. Потом тем же людям предъявляли 5 изображений — от самого возвышенного (средняя оценка 5) до самого обыденного (средняя оценка 1). Оказалось, что в ответ на величественные пейзажи активируются совсем другие области коры мозга, нежели когда человек разглядывает красивые, но не вызывающие благоговения виды природы. Просмотр возвышенных картин заметно активирует нижнюю височную кору, гиппокамп, мозжечок и головку хвостатого ядра. Эти части мозга отвечают за такие умственные процессы, как память, ненависть и удовольствие. Если испытуемый смотрит на эстетичный, но не вызывающий благоговения пейзаж, у него активируются другие области, например, медиальная орбитофронтальная кора и тело хвостатого ядра. Конечно, сложно дать определение понятию «возвышенный». Однако, по всей видимости, мозг каким-то образом справляется с этой задачей.


art
Landscape with Charon Crossing the Styx, by Joachim Patinir
art
Canadian Clouds, by Hamill Lalita
art
Coming Still by William Hawkins

Многие знают, что красный цвет вызывает чувство тревоги. Известна история картины «Крик» Эдварда Мунка, которая возникла из приступа паники при виде кроваво-красного заката. Дело в том, что умение распознавать красный цвет для человечества было эволюционным преимуществом. Иногда красный цвет говорил о том, что перед вами — спелые фрукты, но часто красный свидетельствовал о ядовитости растения. Кроме того красный — цвет крови,поэтому тоже с первобытных времен ассоциируется с угрозой. За распознавание красного цвета в мозгу отвечает определенная зона, тесно связанная с лимбической системой. Именно последняя формирует эмоции и поведенческие реакции. Панические атаки при виде красного заката или просто дискомфорт, который вызывает картина Мунка — это все ее работа.


Scream_art
Крик,
Эдвард Мунк
1910

 

Cильнее всего зрительная кора мозга реагирует на вертикальные линии. Именно поэтому многим людям нравится знаменитая Композиция с красным,желтым и синим Мондриана.

Вот почему дети в возрасте до года проявляют мало интереса к детализированным реалистичным иллюстрациям — у них еще не созрели те зоны мозга, которые позволят оценить такие изображения.


art_science
Композиция №3 с красным, желтым и синим,
Пит Мондриан
1935

Уже во второй половине XVI люди пришли к тому же выводу, что и современные ученые — за характер человека отвечает не сердце, а мозг. К этому времени относится легенда о пекаре из Экло, к которому приходили за тем,чтобы он выпек новую голову — если клиента не устраивали внешность или характер. Этой легенде посвящена картина Яна Ван Вехелена (Jan van Wechelen) «Пекарь из Экло». На ней представлен весь технологический процесс. Голову снимают с плеч, а на ее место ставят капустный кочан — чтобы остановить кровь. Как и в русском языке, кочан — это практически то же самое, что пустая голова. Но на самом деле картина не только показывает процесс, но еще и намекает на то,что лучше сохранять свою голову на плечах — вдруг пекарь плохо пропечет новую? Кстати, картина является самой известной иллюстрацией легенды, а всего существует девять полотен на ту же тематику.


art_science
Одна из версий картины (Cornelis van Dalem (1528 -1573/1576), Jan van Wechelen (1530 -1570)

ИСТОЧНИКИ:

www.bbc.com

www.artchive.ru

www.lookatme.ru

error: Содержимое защищено!!!